Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Какую роль играет отдых в жизни человека?
-
Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
(5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
(По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
Автор, отвечая на поставленный вопрос, вспоминает своё детство: “Отец сапожничает, столярничает … мать и тётка тоже латают, штопают … бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей … сёстры … попеременно читают вслух. А я играю тут же, стараясь не шуметь”. Из этой цитаты мы можем понять, что отдых – это определённый досуг, который важен для каждого человека и у всех он различен.
Помимо этого, Васильев комментирует значение отдыха для простых людей: “… для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным”. Этой фразой автор хочет показать читателям, что современный человек работает, чтобы отдыхать. Цитата доказывает, что люди поставили отдых выше работы и бесцельно тратят его, прожигая время.
Оба примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, что каждый человек по разному относятся к своему отдыху. Одни люди считают, что отдых – это значит не нужно ничего делать, а другие – заняться любимым делом.
Сам Васильев считает, что: “Отдых для русского человека … всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием”.
Я согласен с мнением автора. Действительно, люди в настоящее время предпочитают бесцельно тратить время отдыха, но он в свою очередь должен проявляться в смене физической деятельности на научную, духовную. На роль отдыха в жизни человека также обращает внимание И. А. Гончаров в своём романе “Обломов”, где главный герой, отдыхая лёжа на диване, тратил время понапрасну. Апатичность и лень Ильи нельзя приравнивать к отдыху, в то время как трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам.
Подводя итог, необходимо сказать, что главная роль отдыха для человека – сделать его счастливым, разнообразить вид его деятельности и набраться новых сил.
Здравствуйте, Дмитрий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Какую роль играет отдых в жизни человека? |
Вы говорите не о роли отдыха, а о том, какой смысл вкладывали в это понятие. Логически некорректно.
K2 - Комментарий: + 2 балла
Из этой цитаты мы можем понять, что отдых – это определённый досуг, который важен для каждого человека и у всех он различен. |
Во-первых, в примере вы не указали, что так члены семьи автора отдыхали, а не работали. Это непонятно. Во-вторых, из этой цитаты мы понимаем, что отдых для этих людей — это тоже какая-то работа, а не досуг (досуг — время, не занятое работой или делами). И в этом главный смысл. Незачет пояснения.
Со вторым примером тоже все непонятно.
Помимо этого, Васильев комментирует значение отдыха для простых людей: “… для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным”. Этой фразой автор хочет показать читателям, что современный человек работает, чтобы отдыхать. Цитата доказывает, что люди поставили отдых выше работы и бесцельно тратят его, прожигая время. |
Что такое «работает, чтобы отдыхать»? Какой современный человек? Автор говорит о давно прошедших временах. Кто поставил отдых выше работы, где об этом сказано в ваших примерах?
Я вообще не могу вычленить тезисы ваших примеров, все очень сумбурно. Риск незачета всего комментария.
Оба примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, что каждый человек по разному относятся к своему отдыху. Одни люди считают, что отдых – это значит не нужно ничего делать, а другие – заняться любимым делом. |
Снова: кто считает, что не нужно ничего делать? В тексте это есть, а в вашем сочинении нет. И если бы было так, то примеры были бы противопоставлены.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Сам Васильев считает, что: “Отдых для русского человека … всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием”. |
О каком научном понимании идет речь? Читателю непонятно. Оставляю балл за ПА, но снижаю за логику.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
На роль отдыха в жизни человека также обращает внимание И. А. Гончаров в своём романе “Обломов”, где главный герой, отдыхая лёжа на диване, тратил время понапрасну. Апатичность и лень Ильи нельзя приравнивать к отдыху, в то время как трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам. |
В тексте идет речь о работе и отдыхе. И в вашем тезисе тоже. А какую работу выполнял Обломов? От какой работы он отдыхал?
Кто такой Андрей? Вы не пояснили, что это за персонаж. И как отдыхал Андрей? Мы ничего об этом не знаем. Ваш пример не соответствует проблематике текста.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
См. К3.
что каждый человек по разному относятся к своему отдыху. |
Каждый человек не может по-разному относиться. Каждый относится по-своему. Все относятся по-разному.
Действительно, люди в настоящее время предпочитают бесцельно тратить время отдыха, но он в свою очередь должен проявляться в смене физической деятельности на научную, духовную. |
В свою очередь — неуместно, так как никакой «очереди» даже в переносном смысле нет.
Почему вы так жестко регламентируете отдых? Работа — это разве всегда физическая деятельность? А как же научная работа? И почему только на научную и духовную деятельность надо менять? Тут нет логики.
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
что каждый человек по разному относятся к своему отдыху. |
по-разному
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Из этой цитаты мы можем понять, что отдых – это определённый досуг, который важен для каждого человека ЗПТ и у всех он различен. |
Граница предложений
Сам Васильев считает, что: “Отдых для русского человека … всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием”. |
Некорректная пунктуация в предложении с цитатой, введенной в текст. Двоеточие и большая буквы не нужны.
Действительно, люди в настоящее время предпочитают бесцельно тратить время отдыха, но он ЗПТ в свою очередь ЗПТ должен проявляться в смене физической деятельности на научную, духовную. |
Вводное сочетание
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
что каждый человек по разному относятся к своему отдыху. |
Несогласованность подлежащего и сказуемого
трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам. |
Несогласованность подлежащего и сказуемого
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Цитата доказывает, что люди поставили отдых выше работы и бесцельно тратят его, прожигая время. |
Тратить отдых нельзя, лексическая несочетаемость.
Одни люди считают, что отдых – это значит не нужно ничего делать, а другие – заняться любимым делом. |
Второе предложение неполное, но что пропущено? Я подчеркнула эту фразу. Такую конструкцию нельзя пропускать. Речевая недостаточность.
трудолюбие и активный образ жизни Андрея является ключом к счастью и правильным приоритетам. |
Не может быть ключа к приоритетам. Также сомнительно, что трудолюбие и активный образ жизни могут быть ключом.
Подводя итог, необходимо сказать, что главная роль отдыха для человека – сделать его счастливым, разнообразить вид его деятельности и набраться новых сил. |
Разнообразить вид (один) невозможно, это слов надо было опустить.
А кто должен набраться сил (новых — некорректно, так как старых сил нельзя набраться)? Речевая недостаточность.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Дмитрий, вам стоит уделить серьезное внимание подготовке к сочинению. Вы выражаете мысли некорректно и сумбурно, плохо понятно, что вы имеете в виду. Логика рассуждения хромает. Остается неясным, правильно ли вы поняли текст. Почитайте высокобалльные сочинения по этому тексту, посмотрите наши вебинары по понедельникам и побольше потренируйтесь.
Удачи!