Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как нужно относиться к беззащитным врагам на войне?

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


21.02.2023 01:41:15
Автор: Тимофей Луконьков

Как нужно относиться к беззащитным врагам на войне? Над этим вопросом размышляет Ю. В. Бондарев в предложенном для анализа тексте. Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему.
Писатель знакомит нас с бойцами Красной армии, которые узнают об обстреле штабной машины. Один из них - Гранатуров - допрашивает пленного немецкого мальчика так же, как “фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали”. Автор показывает желание солдата отомстить врагам за боль, которые они ему причинили. Используя инцидент со штабной машиной, Гранатуров сжимает кулаки и направляет свою ярость на растерянное человеческое существо.
Однако Никитин сомневается в том, что мальчуган был способен на преступление. Он чувствует, как соотечественник готов убить человека. Никитин и Княжко останавливают обезумевшего Гранатурова. Автор отмечает решимость и смелость солдат, защищающих ребенка. Они понимают, что недопустимо убивать людей, которые оказались вместе с фашистами не по своей воле.
Автор противопоставляет гнев Гранатурова и милосердие Никитина и Княжко. Прием помогает понять, что не все люди с противоположной стороны фронта заслуживают беспощадного отношения.
Позиция автора ясна: нужно проявлять сострадание ко всем беспомощным людям в военное время.
Я согласен с позицией автора. На войне нельзя мстить противнику, который не способен дать отпор. Недавно я посмотрел фильм “Освобождение”, в котором пятнадцатилетний немец чуть не убил генерала советской армии. Красноармейцы поймали мальчика, обезоружили и привели к командиру. Генерал, чья жизнь была под угрозой, отпустил виновного юношу, чтобы “мать воспитывала его, как следует”.
Таким образом, сожаление и умение прощать неприятелей позволяют сохранить в людях человеческие взаимоотношения.
Количество слов - 241

Здравствуйте, Тимофей!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Однако Никитин сомневается в том, что мальчуган был способен на преступление.

Кто такие Никитин и Княжко? Герои не введены в текст.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Генерал, чья жизнь была под угрозой, отпустил виновного юношу, чтобы “мать воспитывала его, как следует”.

как следует — наречное выражение, не требует постановки знаков препинания

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Один из них - Гранатуров - допрашивает пленного немецкого мальчика так же, как “фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали”.

Нарушение в построении предложения с косвенной речью. Недопустимы местоимения первого и второго лица в таких цитатах.

Он чувствует, как соотечественник готов убить человека.

Неверный выбор средства связи, уместно: что

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Используя инцидент со штабной машиной, Гранатуров сжимает кулаки и направляет свою ярость на растерянное человеческое существо.

Он не использует инцидент, корректнее так: Взбешенный обстрелом штабной машины...

Человеческое существо — неуместное выражение

Автор противопоставляет гнев Гранатурова и милосердие Никитина и Княжко.

Некорректно. Примеры противопоставлены: они показывают разное отношение бойцов к пленным — неоправданную жестокость и милосердие.

Прием помогает понять, что не все люди с противоположной стороны фронта заслуживают беспощадного отношения.

Лучше: не все враги. Недочет.

Таким образом, сожаление и умение прощать неприятелей позволяют сохранить в людях человеческие взаимоотношения.

В людях нет взаимоотношений. Они есть между людьми. Но в целом неуместная фраза.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Тимофей, вы грамотно проанализировали текст и хорошо выстроили комментарий. Последите за речью, употребляйте только те выражения, в которых уверены.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку