Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Какое значение имеет процесс познания в жизни человека?
-
Текст: М. Горький. О познании мира(1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
(4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
(10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
— (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
(15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
— (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
(20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
— (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
(30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
— (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
(34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
(По М. Горькому*)
* Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.
Размышляя над проблемой, Горький отмечает, что «естественное и очень скромное желание» человека познавать мир является духовной потребностью и требует ответов на многие загадки. Поэтому, в юности автор обращался с «детскими» вопросами к знакомым, а они, в свою очередь, не понимали его, находили то, чем он занимается бесполезным и ненужным. Но пыл подростковой энергии в получении знаний и информации брал верх над Горьким. Читателю становится ясно, что познание мира – «неодолимая потребность»: люди стремятся не только изучать аспекты возникновения мира, но и то, как сама личность постигает его.
Однако среди знакомых автора появился «странного вида студент» - Николай Захарович Васильев. Несмотря на неприязненное отношение окружающих к нему, Горькому удалось подружиться с молодым человеком. Николай Захарович, будучи химиком, рассуждал над философией жизни. «Живи своим умом!», «Ищи сам» - утвердительно восклицает студент. Он убеждает автора, а вместе с ним и читателя, что, только идя по собственному пути, можно обрести истину в познании. «Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку» - говорит Васильев. Поэтому, необходимо, в первую очередь, прислушиваться к себе и «ничего не принимать на веру».
Так, мнение, высказанное от лица студента Васильева, автор дополняет собственными размышлениями, которые подтверждают мысль публициста в важности познания мира и самого себя, потому что поиск истины – тяжелая «процедура».
Позиция автора заключается в следующем: процесс постижения действительности кропотлив, не стоит зацикливаться на мнении, которое навязано окружающими, нужно стремиться к познанию собственным умом, тогда и откроется правда искомых знаний.
Я согласна с авторской позицией. Действительно, потребность в познании дана человеку от природы: неизведанный мир, в который он погружается с момента рождения, манит его своей загадочностью и обещанием разгадки тайны. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» свобода мысли была присуща главному герою А.А.Чацкому. П.А.Фамусов пытался «вразумить» и «наставить на путь истинный» молодого человека. Однако, Чацкий стремился делать собственные выводы о достоинствах личности, науке, искусстве, игнорируя общепринятые понятия. Герой полагался на свой ум в познании мира и себя, потому что это делало его свободнее и предостерегало от чужих ошибок.
Таким образом, познание в жизни людей имеет большое значение. Человеку не следует останавливаться в своем развитии, наоборот, он должен находиться в постоянном процессе мышления, познавать не только окружающий мир, но и себя.
Здравствуйте, Екатерина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Читателю становится ясно, что познание мира – «неодолимая потребность»: люди стремятся не только изучать аспекты возникновения мира, но и то, как сама личность постигает его. |
Текст: Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность |
В вашем пояснении пересказ текста, и начало комментария вы дублируете. Незачет пояснения.
Во втором примере я вижу только это пояснение:
Он убеждает автора, а вместе с ним и читателя, что, только идя по собственному пути, можно обрести истину в познании. |
Остальное цитаты и пересказ. Засчитываю с натяжкой.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Какое значение имеет процесс познания в жизни человека? процесс постижения действительности кропотлив, не стоит зацикливаться на мнении, которое навязано окружающими, нужно стремиться к познанию собственным умом, тогда и откроется правда искомых знаний. |
Точно ли в ПА есть ответ на вопрос: какое значение имеет процесс познания?.. Мне кажется, это нечетко сформулировано. В большей степени ответ на этот вопрос содержится в анализе связи.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Действительно, потребность в познании дана человеку от природы: неизведанный мир, в который он погружается с момента рождения, манит его своей загадочностью и обещанием разгадки тайны. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» свобода мысли была присуща главному герою А.А.Чацкому. |
Скажите, а аргумент про Чацкого точно подходит к тезису о загадочности? Соотносите все составляющие аргументации.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
См. К4.
Так, мнение, высказанное от лица студента Васильева, автор дополняет собственными размышлениями, которые подтверждают мысль публициста в важности познания мира и самого себя, потому что поиск истины – тяжелая «процедура». |
Как бы все хорошо, но... что чего подтверждает? размышления автора мысль публициста (то есть его же)?.. Я не вполне поняла.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Поэтому, в юности автор обращался с «детскими» вопросами к знакомым, а они, в свою очередь, не понимали его, находили то, чем он занимается ЗПТ бесполезным и ненужным. |
Поэтому — наречие, не обособляется
Далее — закрывается придаточное предложение
«Живи своим умом!», «Ищи сам» ЗПТ - утвердительно восклицает студент. |
«Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку» ЗПТ - говорит Васильев. |
Не хватает запятой после прямой речи.
Поэтому, необходимо, в первую очередь, прислушиваться к себе и «ничего не принимать на веру». |
Снова необоснованное обособление
Однако, Чацкий стремился делать собственные выводы |
Союз в начале предложения, не вводное слово.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
рассуждал над философией жизни. |
рассуждать О / размышлять О, НАД
Так, мнение, высказанное от лица студента Васильева, автор дополняет собственными размышлениями, которые подтверждают мысль публициста в важности познания мира и самого себя, потому что поиск истины – тяжелая «процедура». |
мысль О важности
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Размышляя над проблемой, Горький отмечает, что «естественное и очень скромное желание» человека познавать мир является духовной потребностью и требует ответов на многие загадки. |
Желание не требует ответов. Человек требует.
Но пыл подростковой энергии в получении знаний и информации брал верх над Горьким. |
Предложение построено некорректно, его надо полностью переформулировать. Пыл энергии, энергии в получении знаний, пыл брал верх — все это неверно.
Так, мнение, высказанное от лица студента Васильева, автор дополняет собственными размышлениями |
почему от лица?.. им же и высказанное
тогда и откроется правда искомых знаний. |
Что такое правда знаний?.. тогда и обретешь необходимые знания, откроешь истину.
он должен находиться в постоянном процессе мышления |
Неудачный оборот, лучше: он должен постоянно мыслить
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Екатерина, вы неплохо проанализировали текст и серьезно подошли к работе. Советую вам писать полаконичнее и попроще, чтобы не допустить досадных ошибок. Поработайте над пунктуацией.
Удачи на ЕГЭ!