Запомни!
Проблема воспитания
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
Размышляя о проблеме, автор приводит в пример моменты из жизни мальчика Андрея. Всё детство мальчик провел со своей мамой, она помогала ему узнавать что-то новое, открывала ему мир.
Так же мама Андрея помогала ему с мышлением и воображением, к примеру, как-то Андрей с мамой гуляли по лесу, и мама обратила внимание на листы березы, лежащие на тонком слое снег, которые похожи на золотые пятаки, а вот дубовые были похожи на следы медведя, по мнению Андрея и мама со смехом согласилась с ним. Мать Андрея никогда не говорила: " тебе это рана знать" или "ты этого не поймешь". Однажды она рассказала историю про английского капитана Скотта, который открыл Южный полное на пятнадцать дней позже Амундсена. Андрей долго размышлял о том, как пятеро друзей обманутые в своей надежде, в своей мечте. Мальчишка начал воображать, что он советский лётчик и прилетел спасать капитана Скотта. Как я рад! – ответила мама за капитана. Хоть этот ответ и казался легко мысленным, но Андрей был рад услышать его.
В тексте дополняются примеры. Мама Андрея помогает узнавать, что-то новое и воспитывает хорошего человека давая пофантазировать и помогая видеть вокруг интересное.
Авторская позиция ясна: родители должны помогать детям расширять свой кругозор.
Я согласен с позицией автора. Нельзя не помогать своим детям. Нам всем хочется, чтобы родители помогали нам и отвечали на наши вопросы. К примеру, хочу спросить у мамы какой-нибудь вопрос, и я хочу получить ответ, а не отговорку.
В заключении хочу выразить благодарность автору за то, что дал возможность по новой взглянуть на проблему воспитания.
Здравствуйте, Данил!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 2 балла
Я не могу понять, какие у вас примеры. Второй абзац за пример засчитать нельзя, это подводка к примерам, там нет ничего конкретного. Можно предположить, что пример 1 про листья и следы, а пример 2 — про Скотта.
Ни одного пояснения в тексте нет. Есть лишь пересказ сюжета.
В тексте дополняются примеры. Мама Андрея помогает узнавать, что-то новое и воспитывает хорошего человека давая пофантазировать и помогая видеть вокруг интересное. |
Не обоснована связь примеров. Почему это дополнение?
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Так же мама Андрея помогала ему с мышлением и воображением |
Не начинайте абзац со слов также, ведь, поэтому, например и т. д. Это может быть засчитано за логическую ошибку.
Мама Андрея помогает узнавать, что-то новое и воспитывает хорошего человека давая пофантазировать и помогая видеть вокруг интересное. |
В этом предложении сложно уловить логику. Как можно воспитывать хорошего человека, давай фантазировать?
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
В сочинении много неточно выраженных мыслей и речевых ошибок.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл
Так же мама Андрея помогала ему с мышлением и воображением |
Союз пишется слитно
тебе это рана знать |
рано
Хоть этот ответ и казался легко мысленным |
слитно
В заключении хочу выразить благодарность автору за то |
В заключение
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
а вот дубовые были похожи на следы медведя, по мнению Андрея ЗПТ и мама со смехом согласилась с ним. |
Вводное сочетание
Андрей долго размышлял о том, как пятеро друзей ЗПТ обманутые в своей надежде, в своей мечте. |
Причастный оборот
Как я рад! – ответила мама за капитана. |
Нет кавычек при прямой речи
Мама Андрея помогает узнавать, что-то новое и воспитывает хорошего человека ЗПТ давая пофантазировать и помогая видеть вокруг интересное. |
Для первой запятой нет основание. Далее — деепричастный оборот
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Именно про тот вопрос находится в центре внимания Ф.А. Вигдоровой в предложенном для анализа тексте. |
Опечатка
Андрей долго размышлял о том, как пятеро друзей обманутые в своей надежде, в своей мечте. |
В предложении не хватает сказуемого.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
автор приводит в пример моменты из жизни мальчика Андрея. |
Нельзя приводить в пример моменты
Так же мама Андрея помогала ему с мышлением и воображением |
Лексическая несочетаемость, нельзя помогать с мышлением и воображением
Так же мама Андрея помогала ему с мышлением и воображением, к примеру, как-то Андрей с мамой гуляли по лесу, и мама обратила внимание на листы березы, лежащие на тонком слое снег, которые похожи на золотые пятаки, а вот дубовые были похожи на следы медведя, по мнению Андрея и мама со смехом согласилась с ним. Мать Андрея никогда не говорила: " тебе это рана знать" или "ты этого не поймешь". |
Повторы. Слишком длинное предложение, воспринимается с трудом.
Южный полное |
Опечатка. Проверяйте внимательно текст
Андрей долго размышлял о том, как пятеро друзей обманутые в своей надежде, в своей мечте. |
Лексическая несочетаемость.
В тексте дополняются примеры. |
Чем дополняются примеры? Ваша фраза подразумевает, что они чем-то дополняются.
К примеру, хочу спросить у мамы какой-нибудь вопрос, и я хочу получить ответ, а не отговорку. |
Спросить вопрос → задать вопрос
Повторы
что дал возможность по новой взглянуть на проблему воспитания. |
Вы написали по новой = снова. А надо по-новому.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Данил, вам стоит уделить серьезное внимание подготовке к сочинению. Вы плохо представляете, что такое комментарий и как нужно анализировать связь. Мысли выражены сумбурно, много речевых ошибок и проблемы с грамотностью. Посмотрите наши вебинары по понедельникам, там преподаватели дают много полезных советов.
Удачи!