Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
проблема материнской любви
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
Сначала Фрида Вигдорова показывает, как происходил первый процесс познания мира главным героем, направляемого матерью.”10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.” Андрей, главный герой, познает простые истины жизни, благодаря своей матери. Мать мальчика все жизненные уроки преподносит через смех. Это хорошо видно во фрагменте, где на вопрос сына, стоит ли записывать, тех, кто плохо ведет себя на перемене, она отвечает записать только собственную фамилию, тем самым объясняя, что это совершенно глупая затея, но при этом она обходится без нотаций и морализаторства.
В другом эпизоде автор показывает, как мать не подавляет детские фантазии и выдумки, как делает множество родителей, а наоборот сама вместе с ним погружается в его мир воображения, вместе с ним играет по его выдуманным правилам. При этом мама Андрея окружает сына любовью, которая помогает ему впоследствии на протяжении всей жизни.
Сопоставляя два отрывка можно заключить, что автор, посредством аналогии, в обоих эпизодах показывает, что материнская любовь должна быть прежде всего демократичной, то есть находится в состоянии,когда и ребенок и мать являются полноценными участниками таких взаимоотношений, где мать относится к ребенку не как к объекту обожания, а как к субъекту этих взаимоотношений.
Хотя позиция автора и не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что материнская любовь должна проявляться в уважении интересов ребенка, отношении к нему как к полноценной личности.
Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что в отношение родителей и детей важно взаимопонимание и уважение. В качестве примера, который хорошо иллюстрирует этот тезис, подходит произведение Рональда Даля ”Ведьмы”. В нем бабушка и ее внук вместе путешествует и переживают множество приключений, связанных с борьбой с ведьмами. Важно отметить, что бабушка уважает интересы внука и путешествует вместе с ним, как с полноценным напарником, и этим объясняется из взаимопонимание и крепкая дружба.
В заключение хочу отметить, что очень важен характер взаимоотношений, то уважение и та любовь,которые есть между родителями и детьми, ведь они могут сильно повлиять на будущую жизнь и тех, и других.
Здравствуйте, Алексей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Сначала Фрида Вигдорова показывает, как происходил первый процесс познания мира главным героем, направляемого матерью.”10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.” Андрей, главный герой, познает простые истины жизни, благодаря своей матери. Мать мальчика все жизненные уроки преподносит через смех. Это хорошо видно во фрагменте, где на вопрос сына, стоит ли записывать, тех, кто плохо ведет себя на перемене, она отвечает записать только собственную фамилию, тем самым объясняя, что это совершенно глупая затея, но при этом она обходится без нотаций и морализаторства. В другом эпизоде автор показывает, как мать не подавляет детские фантазии и выдумки, как делает множество родителей, а наоборот сама вместе с ним погружается в его мир воображения, вместе с ним играет по его выдуманным правилам. При этом мама Андрея окружает сына любовью, которая помогает ему впоследствии на протяжении всей жизни. |
Я попыталась вычленить в вашем сочинении пояснения. Мне это не сразу удалось. Во втором примере я вообще не смогла сделать это. По сути, во втором примере — пояснение, ваша интерпретация, а сам пример остался за кадром. Почему бы не привести конкретный пример из текста? Вы усложняете себе жизнь. И это может привести к потере баллов.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Сначала Фрида Вигдорова показывает, как происходил первый процесс познания мира главным героем, направляемого матерью.”10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.” Андрей, главный герой, познает простые истины жизни, благодаря своей матери. |
Довольно странно, что главный герой вводится не в первом предложении. Это нелогично.
Это хорошо видно во фрагменте, где на вопрос сына, стоит ли записывать, тех, кто плохо ведет себя на перемене, она отвечает записать только собственную фамилию, тем самым объясняя, что это совершенно глупая затея, но при этом она обходится без нотаций и морализаторства. |
Обращаю ваше внимание на то, что суть этого эпизода непонятна читателю, незнакомому с текстом.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Сопоставляя два отрывка можно заключить, что автор, посредством аналогии, в обоих эпизодах показывает, что материнская любовь должна быть прежде всего демократичной, то есть находится в состоянии |
находиТЬСЯ
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Андрей, главный герой, познает простые истины жизни, благодаря своей матери.
Короткие обороты с благодаря в начале и конце предложения не отделяются запятой. Недочет, не учитывается.
Это хорошо видно во фрагменте, где на вопрос сына, стоит ли записывать, тех, кто плохо ведет себя на перемене, она отвечает записать только собственную фамилию, тем самым объясняя, что это совершенно глупая затея, но при этом она обходится без нотаций и морализаторства. |
стоит ли записывать тех — нет оснований для постановки запятой
В другом эпизоде автор показывает, как мать не подавляет детские фантазии и выдумки, как делает множество родителей, а ЗПТ наоборот ЗПТ сама вместе с ним погружается в его мир воображения, вместе с ним играет по его выдуманным правилам. |
Вводное слово
Сопоставляя два отрывка ЗПТ можно заключить |
Деепричастный оборот
Важно отметить, что бабушка уважает интересы внука и путешествует вместе с ним, как с полноценным напарником, и этим объясняется из взаимопонимание и крепкая дружба. |
Не сравнительный оборот, запятая не нужна
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что в отношение родителей и детей важно взаимопонимание и уважение. |
опечатка
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Сначала Фрида Вигдорова показывает, как происходил первый процесс познания мира главным героем, направляемого матерью. |
Почему первый процесс? А сколько всего процессов? Неуместно тут подсчитывать процессы, числительное лучше опустить. Недочет.
Вся фраза носит канцелярский оттенок, особенно ее портит страдательное причастие.
Мать мальчика все жизненные уроки преподносит через смех. |
Неудачная интерпретация. Даже по тексту ясно, что не все через смех, и смех — не совсем точное слово, скорее «с юмором». Недочет.
Это хорошо видно во фрагменте, где на вопрос сына, стоит ли записывать, тех, кто плохо ведет себя на перемене, она отвечает записать только собственную фамилию |
Некорректная связь слов в предложении. Корректно: советует записать.
В другом эпизоде автор показывает, как мать не подавляет детские фантазии и выдумки, как делает множество родителей, а наоборот сама вместе с ним погружается в его мир воображения, вместе с ним играет по его выдуманным правилам. |
Не рекомендуется последовательное нанизывание придаточных с одинаковым союзом / союзным словом. Недочет.
Сопоставляя два отрывка можно заключить, что автор, посредством аналогии, в обоих эпизодах показывает, что материнская любовь должна быть прежде всего демократичной, то есть находится в состоянии,когда и ребенок и мать являются полноценными участниками таких взаимоотношений, где мать относится к ребенку не как к объекту обожания, а как к субъекту этих взаимоотношений. |
Материнская любовь находится в состоянии?.. Некорректная фраза.
Повторы.
Фраза стилистически неуместна, характерна скорее для официально-делового стиля.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов
Рональда Даля ”Ведьмы” |
Писателя зовут Роальд.
Алексей, почетче выстраивайте комментарий, чтобы примеры и пояснения были хорошо видны. Можно писать лаконичнее. Вводите героев в текст сразу же, все события описывайте, ориентируясь на неподготовленного читателя. Цитаты приводите без цифр! Поработайте над речью и пунктуацией, избегайте слишком длинных конструкций: в них легко допустить и те, и другие ошибки.
Удачи!