Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль труда в жизни человека?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
12.02.2023 16:18:19
Автор: Леонид Каспаров

Какова роль труда в жизни человека? Именно такую проблему ставит В. Л. Васильев в тексте.
Отвечая на этот вопрос, обратим внимание на то, как рассказчик описывает свое раннее детство. У него была большая семья, живущая на «скромную командирскую» зарплату отца. Герой сообщает, что при их тесном домике «был огород, которым занимались все» и что знает, «как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой с … трепетного возраста». Мы можем понять, что рассказчику с раннего детства приходилось заниматься тяжелым трудом. Он рос в среде, где необходимо было работать ради «хлеба насущного» и где все привыкли заниматься какой-либо деятельностью.
Более того, герой отмечает: в его семье «господствовал рациональный аскетизм», поэтому единственным «излишеством» были книги. Рассказчику доверяли обязанность укладывать их перед очередным переездом. Он «по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века», «становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов». Этот пример показывает, что герой еще в детстве увидел значимость книг. Он чувствовал, что они являются результатом большого труда многих людей.
Первый пример является причиной, а второй – следствием. Герой рос в семье, где все постоянно трудились. Такой образ жизни привел к тому, что в доме, кроме книг, имелись только необходимые вещи. Сам же рассказчик благодаря тому, что с раннего возраста занимался осмысленной деятельностью, уже в детстве осознал величие литературы.
Позиция автора такова: труд делает человека организованнее, лишает тяги к «излишествам» и позволяет увидеть значимость настоящих ценностей.
Я согласен с мнением автора. Действительно, труд способен сформировать личность. Бездельник часто тратит свое время впустую, на что-то, что может показаться глупым увлечением. Однако занимаясь полезной деятельностью, человек перестает считать бессмысленные занятия важными, теряет интерес к ненужным вещам.
Таким образом, роль труда в жизни человека сложно переоценить. Именно он позволяет жить и действовать осмысленно. Поэтому очень важно заниматься трудом.
Количество слов - 293

Здравствуйте, Леонид!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Первый пример является причиной, а второй – следствием. Герой рос в семье, где все постоянно трудились. Такой образ жизни привел к тому, что в доме, кроме книг, имелись только необходимые вещи. Сам же рассказчик благодаря тому, что с раннего возраста занимался осмысленной деятельностью, уже в детстве осознал величие литературы.

Попытка анализа связи хорошая, но тут есть логический недочет. Из вашего суждения можно сделать вывод, будто в семьях, где все постоянно трудятся, всегда есть только необходимые вещи. Однако это не так. Стоило сделать акцент на том, что книги почитались в семье потому, что все ее члены привыкли ценить любой труд, в том числе и труд творца.

Позиция автора такова: труд делает человека организованнее, лишает тяги к «излишествам» и позволяет увидеть значимость настоящих ценностей.

Излишества — это не обязательно нечто вредное, от чего надо избавляться посредством труда. Просто в семье автора так сложились обстоятельства.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Герой сообщает, что при их тесном домике «был огород, которым занимались все» ЗПТ и что знает, «как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой ЗПТ с … трепетного возраста».

Закрывается придаточное предложение. Будьте внимательны, когда вставляете цитаты, они должны подчиняться синтаксису предложения.

Однако ЗПТ занимаясь полезной деятельностью, человек перестает считать бессмысленные занятия важными, теряет интерес к ненужным вещам.

Деепричастный оборот

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Герой сообщает, что при их тесном домике «был огород, которым занимались все» и что знает, «как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой с … трепетного возраста».

что ОН знает — без местоимения предложения плохо читается

Поэтому очень важно заниматься трудом.

Скорее: трудиться.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов

В. Л. Васильев

Будьте внимательнее, переписывая имя автора. В этом году даже ошибка в инициалах приведет к обнулению К12.

Леонид, ваше сочинение очень грамотное, вы верно сделали анализ. Обратите внимания на сложные предложения, аккуратно расставляйте запятые.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 20

Возврат к списку