Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что такое творческий человек?

  • Текст: Е. М. Богат. О творчестве
    (1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
    (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
    (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
    (10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
    (12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
    (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
    (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
    — (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
    — (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
    (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

12.02.2023 09:04:10
Автор: Лариса Полевцова

Сочинение Лукишина Евгения по тексту Е.М.Богата.
Что такое творческий человек? Вот проблема, над которой задумывается писатель и журналист Е. М. Богат в предложенном для анализа тексте. Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор приводит в качестве примеров разные точки зрения философов, обычных людей.
Размышляя о природе и сущности творца, Е. М. Богат обращается к делению человечества на « избранных людей, одаренных божьей искрой», радующих нас книгами, симфониями, научными открытиями, и на обыкновенных, «рядовых» людей, которые не могут дать миру «чудесной новизны». Автор считает это деление ошибочным, глубочайшим заблуждением.
Далее писатель останавливается на конкретных примерах из будничной жизни чертёжницы, умеющей «наслаждаться литературой и искусством», заботливой домашней хозяйки, внимательного водителя автобуса, одухотворенного учителя. Автору важно показать, что они тоже творцы, потому что делают мир лучше, человечнее, добрее.
Используя приём конкретизации (от общего к частному), автор от ошибочного деления всего человечества на талантливых и обыкновенных переходит к примерам из жизни отдельных людей, чтобы показать, что творческий человек не только тот, кто создает мировые ценности, но и тот, кто дарит доброе слово, улыбку, радость.
По мнению Е. М. Богата, любой человек может быть творцом. «Людей бездарных – без дара – не бывает».
Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что творческими способностями обладает каждый. К. Г. Паустовский в рассказе «Стекольный мастер» ставит в один ряд с талантливым народом, с его великими музыкантами вчерашнего деревенского мальчика Васю, отливающего бесценные вещи и мечтающего создать уникальную вещь – хрустальный рояль. Этот пример подтверждает, что творческим даром наделены все люди.
В результате размышлений над вопросом, поставленным писателем, я пришел к выводу: душа творца живет в каждом из нас - всё зависит от нашего желания работать во имя добра и украшения мира.
Количество слов - 277

Здравствуйте, Евгений!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Используя приём конкретизации (от общего к частному), автор от ошибочного деления всего человечества на талантливых и обыкновенных переходит к примерам из жизни отдельных людей, чтобы показать, что творческий человек не только тот, кто создает мировые ценности, но и тот, кто дарит доброе слово, улыбку, радость.

Теоретически есть конкретизация. Однако обычно общее суждение доказывается частными примерами. А оно опровергается. Можно, например, было написать так: Используя приём конкретизации (от общего к частному), автор приводит примеры из жизни людей, которые заставляют усомниться в общепринятой точке зрения на сущность творца.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Что такое творческий человек?

По мнению Е. М. Богата, любой человек может быть творцом. «Людей бездарных – без дара – не бывает».

Где ответ на проблемный вопрос? Что же такое творческий человек?.. Вопрос и ответ должны четко соотноситься друг с другом.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К3.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

...Е. М. Богат обращается к делению человечества на «избранных людей, одаренных божьей искрой», радующих нас книгами, симфониями, научными открытиями, и на обыкновенных, «рядовых» людей, которые не могут дать миру «чудесной новизны».

Некорректное сочетание. Нельзя обращаться к делению. Говорите проще: Е. М. Богат пишет, что людей традиционно делят на «одаренных божьей искрой»... и на обыкновенных...

К. Г. Паустовский в рассказе «Стекольный мастер» ставит в один ряд с талантливым народом, с его великими музыкантами вчерашнего деревенского мальчика Васю

Ставить в один ряд с народом... мальчика — некорректно.

В результате размышлений над вопросом, поставленным писателем, я пришел к выводу: душа творца живет в каждом из нас - всё зависит от нашего желания работать во имя добра и украшения мира.
Смущают выделенные фразы. Лучше: каждый из нас в душе творец... работать во имя добра и красоты.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Евгений, вы серьезно подошли к работе, у вас грамотное сочинение, однако стремление к пафосным, чересчур красивым фразам подводит вас, не все они безупречны. Старайтесь писать проще. Это не значит скатываться к разговорному стилю, просто используйте чуть более простые синтаксические конструкции и поменьше шаблонных фраз, которые не входят в ваш обычный лексикон. Ваше сочинение от этого только выиграет.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку