Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема милосердия на войне

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


11.02.2023 20:50:26
Автор: Иван Пепеляев

    Есть ли место милосердию на войне? Это одна из проблем, о которой рассуждает Юрий Васильевич Бондарев, автор предложенного для анализа текста.

    Действия произведения разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Автор описывает конфликт между немецкими детьми и советскими солдатами. Последние обвинили ребят в шпионаже и диверсии. В качестве примера милосердия можно привести поступок Княжко. Солдат, переводивший немецкую речь на русский, не смог выдержать злобу и ярость со стороны сослуживцев, Гранатурова и Меженина. Герой выстрелил в воздух, пригрозив всем, что никто не сделает ничего плохого с немецкими ребятами, Куртом и его сестрой, пока он будет жив. Получается, что милосердие может спасти жизнь людям, а без этого никуда. Герой поступил крайне храбро и доблестно. Он проявил сочувствие к детям, несмотря на то, что они являются врагами.

    Кроме того, ещё одним примером милосердия на войне может послужить аналогичный поступок Никитина. Он выгнал Меженина из комнаты, когда тот, вероятно, хотел расправиться с сестрой Курта. Никитин не позволил это сделать, поступив мужественно. Этот пример, как и прошлый, может нам показать, что милосердие является также и сочувствием, сопереживанием людям, оказавшимся на пороге жизни и смерти. На любой войне оно способно вселить в человека надежду о спасении.

    Примеры дополняют друга друга. Автору удалось показать, насколько милосердие важно на войне. Оно способно просветлить разум и очистить душу самого закалённого вояки, абсолютно любого, кто ещё смог не утонуть в пучине ярости, мести и ненависти.

    Позиция автора чётко не прослеживается, но читатель понимает, что, по мнению Юрия Васильевича Бондарева, необходимо всегда ценить жизнь любого, даже жизнь своего заклятого врага. Для этого и существует милосердие, которое, к сожалению, проявляется не у всех солдат. Война способна затмить рассудок человека, а с ним и доброту, счастье и всё самое хорошее.

    Я абсолютно согласен с мнением автора. Милосердие играет неотъемлемую роль не только в жизни, но и, конечно, на войне. На мой взгляд, любому солдату необходимо оставаться самим собой, помнить о том, что есть любящие родные и близкие. Ему следует не поддаваться явной страсти, агонии злобы и ярости. Иногда это закаляет и воодушевляет, но в конце солдат может обезумить, стать хуже врага.

    Таким образом, место милосердию всегда будет на войне. Любому солдату следует, даже необходимо, помнить об этом! Все войны рано или поздно заканчиваются миром, в котором нам предстоит вместе жить.

Количество слов - 366

Здравствуйте, Иван!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Два пояснения у вас практически об одном и том же. Избегайте дублирования мыслей.

Примеры дополняют друга друга. Автору удалось показать, насколько милосердие важно на войне. Оно способно просветлить разум и очистить душу самого закалённого вояки, абсолютно любого, кто ещё смог не утонуть в пучине ярости, мести и ненависти.

Связь не проанализирована. Сделан только общий вывод. Каким образом примеры дополняют друг друга? Где сказано об этом?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора чётко не прослеживается, но читатель понимает, что, по мнению Юрия Васильевича Бондарева, необходимо всегда ценить жизнь любого, даже жизнь своего заклятого врага.

Позиция автора сформулирована некорректно. Во-первых, она четко не выражена, но как раз прослеживается. Неправильный выбор слова. Во-вторых, получается, что надо ценить жизнь врагов, следовательно... их не надо убивать?.. Вы неточно выражаете мысли, из-за этого возникают логические нарушения. Балл по К3 остается, но снижается за логику.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Герой поступил крайне храбро и доблестно.

Проявление сочувствия можно назвать храбрым поступком?.. А в чем заключалась храбрость?

На любой войне оно способно вселить в человека надежду о спасении.

И не только на войне. А на войне важно думать о спасении врагов?.. Что вы хотите этим сказать?..

Милосердие играет неотъемлемую роль не только в жизни, но и, конечно, на войне.

Жизнь включает в себя и войну в том числе, такая формулировка логически некорректна.

На мой взгляд, любому солдату необходимо оставаться самим собой, помнить о том, что есть любящие родные и близкие.

Если солдат по природе агрессивен, ему тоже надо оставаться самим собой? И как воспоминание о родных может поспособствовать проявлению милосердия?

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Иногда это закаляет и воодушевляет, но в конце солдат может обезумить, стать хуже врага.

обезумЕть

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Он проявил сочувствие к детям, несмотря на то, что они являются врагами.

Несмотря на то что — составной союз, запятая ставится один раз: либо перед союзом, либо в середине.

Любому солдату следует, даже необходимо, помнить об этом!

Нет оснований для постановки запятой.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

На любой войне оно способно вселить в человека надежду о спасении.

надежду НА спасение

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Действия произведения разворачиваются

Нужно ед. ч.: действие разворачивается

Не стоит называть текст произведением, в данном случае это действительно отрывок из произведения, но иногда это не произведение, а статья, например.

Автор описывает конфликт между немецкими детьми и советскими солдатами. Последние обвинили ребят в шпионаже и диверсии.

Вряд ли это ребенок, скорее юноша. Ни дети, ни ребята тут неуместны (и далее тоже).

Последние — стилистически некорректно, в сочинении ЕГЭ не используйте это слово.

В качестве примера милосердия можно привести поступок Княжко.
ещё одним примером милосердия на войне

Лучше: в качестве примера проявления милосердия

Солдат, переводивший немецкую речь на русский, не смог выдержать злобу и ярость со стороны сослуживцев, Гранатурова и Меженина.

Лексическая несочетаемость, глагол выдержать употреблен некорректно.

Герой выстрелил в воздух, пригрозив всем, что никто не сделает ничего плохого с немецкими ребятами

То, что вы пишете, НЕ угроза. Чем он пригрозил?..

Получается, что милосердие может спасти жизнь людям, а без этого никуда.

Неуместная фраза, и по смыслу, и стилистически. Без чего никуда?.. Без жизни?

Этот пример, как и прошлый, может нам показать, что милосердие является также и сочувствием, сопереживанием людям, оказавшимся на пороге жизни и смерти.

Милосердие является сочувствием, сопереживанием — некорректно и по форме, и по смыслу. Это фактически синонимы.

Оно способно просветлить разум и очистить душу самого закалённого вояки

просветление разума быть может, а употребление однокоренного глагола некорректно

вояка — слово с негативной коннотацией, неуместно в этом контексте

Война способна затмить рассудок человека, а с ним и доброту, счастье и всё самое хорошее.

Затмить рассудок можно, а все остальное — нет.

Ему следует не поддаваться явной страсти, агонии злобы и ярости.

Поддаваться страсти можно — но о какой страсти тут идет речь? Не было страсти. Поддаваться агонии нельзя.

Иногда это закаляет и воодушевляет, но в конце солдат может обезумить, стать хуже врага.

В конце чего?

Таким образом, место милосердию всегда будет на войне.

Порядок слов лучше такой: Таким образом, на войне всегда будет место милосердию.

Все войны рано или поздно заканчиваются миром, в котором нам предстоит вместе жить.

У вас мир в значении НЕ война, некорректно говорить, что кто-то живет в таком мире. С кем вместе нам предстоит жить?..

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Последние обвинили ребят в шпионаже и диверсии.

В каком месте текста обвинили? Были ли вообще шпионаж и диверсия? Посмотрите определение слова диверсия. Аккуратнее со словами, за такую ошибку могут снять балл по К12.

Иван, вам стоит серьезно поработать над речью, из-за неправильных формулировок возникает и много логико-речевых ошибок. Более четко выстраивайте комментарий и анализируйте связь развернуто. Советую вам писать более лаконично, чтобы избежать большого количества ошибок.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку