Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Какова роль матери в жизни каждого человека?
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста Ф. А. Вигдорову. Размышляя над проблемой, писательница акцентирует внимание читателя на том, что "всё в мире открывала Андрею мать. Благодаря маме он узнал, что можно слушать тишину, и понял, как хорошо иногда посумерничать и помолчать вдвоём. Мама прививала сыну любовь к природе, учила его замечать красоту в мелочах и находить что-то волшебное и таинственное в простом. Этот пример доказывает, что любовь и забота матери оказала большое влияние на мироощущение Андрея. Мама заложила в нём важные духовные качества и научила сына ценить даже самые незначительные вещи и события.
Далее Ф. А. Вигдорова пишет о ситуации, которая произошла с Андреем в школе. За примерное поведение учитель поручил мальчику записывать фамилии ребят, которые плохо себя ведут, но Андрей не хотел этого делать, тогда мама поддержала сына и дала ему шуточный совет: «пиши! Да только всегда одну фамилию — свою собственную». Так мама помогла Андрею принять правильное решение и сохранить хорошие отношения с одноклассниками. Этот пример свидетельствует о том, что роль матери в жизни каждого человека очень велика. Мама учит нас нравственности, помогает нам осознать важность дружеских взаимоотношений , она всегда готова поддержать нас, дать совет и наставить на верный путь.
Итак, примеры дополняют друг друга и доказывают нам, насколько большую значимость имеет роль матери в нашей жизни. Ведь именно мама открыла для нас этот мир, научила ценить обыденные вещи и заложила в нас те моральные принципы, которые в дальнейшем могут стать нашими жизненными ориентирами.
Точка зрения автора предельно ясна. Ф. А. Вигдорова считает, что мама - это самый близкий человек, который всегда поддержит нас в трудную минуту и даст нужный совет. Мама оказывает существенное влияние на становление нашей личности, формирование наших принципов и взглядов на жизнь.
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, мама играет большую роль в нашей жизнь она готова вложить всю душу и силы, лишь бы мы выросли достойными и счастливыми людьми. Для обоснования собственной позиции приведу в пример произведение Л. Улицкой « Дочь Бухары». Главная героиня очень любила свою дочь Милочку, которая болела синдромом Дауна. Бухара посвятила всю свою жизнь дочери и старалась делать всё возможное для её благополучия.
Итак, мне хочется сказать , что мама это самое дорогое, что есть у нас в жизни, поэтому очень важно ценить труд, заботу и любовь, которые она вложила в наше воспитание.
Здравствуйте, Яна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Итак, примеры дополняют друг друга и доказывают нам, насколько большую значимость имеет роль матери в нашей жизни. Ведь именно мама открыла для нас этот мир, научила ценить обыденные вещи и заложила в нас те моральные принципы, которые в дальнейшем могут стать нашими жизненными ориентирами. |
С большой натяжкой ставлю балл за связь. Вы называете способ связи и далее просто перечисляете факты. Это формальный подход, не обоснована связь дополнение. Как связаны ценность обыденных вещей и моральные принципы?.. Почему они дополняют друг друга? Я не поняла.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Мама прививала сыну любовь к природе, учила его замечать красоту в мелочах и находить что-то волшебное и таинственное в простом. Этот пример доказывает, что любовь и забота матери оказала большое влияние на мироощущение Андрея. Мама заложила в нём важные духовные качества и научила сына ценить даже самые незначительные вещи и события. |
Выделенные фразы означают, по сути, одно и то же. Не допускайте повтора одинаковых мыслей.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Размышляя над проблемой, писательница акцентирует внимание читателя на том, что "всё в мире открывала Андрею мать. |
Не закрываются кавычки. Это считается пунктуационной ошибкой.
мама поддержала сына и дала ему шуточный совет: «пиши! Да только всегда одну фамилию — свою собственную». |
Тут все признаки прямой речи, нужна большая буква.
Действительно, мама играет большую роль в нашей жизнь она готова вложить всю душу и силы, лишь бы мы выросли достойными и счастливыми людьми. |
Видимо, случайное отсутствие знаков препинания. Но балл придется снизить.
Итак, мне хочется сказать , что мама ТИРЕ это самое дорогое, что есть у нас в жизни |
Тире перед ЭТО
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста Ф. А. Вигдорову. Размышляя над проблемой... |
Повторы
Этот пример доказывает, что любовь и забота матери оказала большое влияние на мироощущение Андрея. |
Не стоит употреблять однокоренные слова в одном предложении.
Мама заложила в нём важные духовные качества и научила сына ценить даже самые незначительные вещи и события. |
В предложении сначала упоминается имя / существительное, называющее человека, а потом уже местоимения.
Действительно, мама играет большую роль в нашей жизнь она готова вложить всю душу и силы, лишь бы мы выросли достойными и счастливыми людьми. |
Здесь уместнее союз чтобы, союз лишь бы вносит нежелательный оттенок. Недочет.
Главная героиня очень любила свою дочь Милочку, которая болела синдромом Дауна. |
Синдромом Дауна не болеют, это генетическая патология.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Яна, у вас очень грамотное в целом сочинение, вы хорошо владеете письменной речью и удачно выстраиваете рассуждение. Вас подвели знаки препинания, которые вы явно пропустили по неаккуратности. Что касается анализа связи, наверное, он будет зачтен на экзамене, но мы все же стараемся призвать учеников в действительности анализировать способ связи, в данном случае дополнение. КАК два примера дополняют друг друга, в чем заключается это дополнение? И я указала все возможные речевые недочеты, так как вы в состоянии ликвидировать их.
Удачи!