Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Стареют ли чувства со временем?
-
Текст: Е. М. Богат. О чувствах(1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
(4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
(6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
— (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
(10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
(11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
— (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
(13)Я поблагодарил, обещал быть.
— (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
(15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
(19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
(20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
— (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
(26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
— (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
(28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
— (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
— (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
(31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
(33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
(36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Размышляя о проблеме, автор приводит в пример «бестужевку». Это имя ассоциируется у рассказчика с чем-то юным, молодым и женственным. Но, однажды, к нему приходит «реальная» Бестужевка «старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук». Однако, автор подчеркивает, что героиня представляет себя без отчества, а только по имени и фамилии. Это дает понять читателю, что для «бестужевки» совершенно не имеет значения ее возраст. Она все равно еще молода и полна сил.
Затем Е.М. Богат описывает чувства и эмоции рассказчика, которые он ощущал, находясь в компании «бестужевок». Он был потрясен тем, что несмотря на свой пожилой возраст, женщины были молоды душой, и от них не исходило ощущения уныния и тоски: «И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости.». Автор акцентирует на том, что чувства живут вечность и не стареют, у тех людей, которые еще молоды душой и наполнены энергией.
Приведённые примеры дополняют друг друга. В первом примере автор описывает поведение пожилой женщины как ощущения молодости и юности, во втором же примере это дополняется чувствами рассказчика, которые он испытал, находясь в компании «бестужевок».
Позиция рассказчика заключается в том, что чувства со временя не стареют. Они являются вечной и юной вещью нашей жизни.
Я согласна с мнением рассказчика. Чувства не дают падать духом, а наоборот заставляют найти в себе силы для того, чтобы жить и дышать полной грудью, ощущая все положительные моменты. Рассуждая на эту тему, я вспоминаю свою бабушка. Она мой пример того, как нужно проживать свою яркую и увлекательную жизнь. Бабушка всегда стремится к изучению чего-то нового, всегда посещает интересные места, несмотря на свой пожилой возраст. Ее чувства со временем не стареют, а наоборот ее интерес к жизни усиливает их, и помогает оставаться активной и жизнерадостной.
Таким образом, чувства людей не стареют, только в тех случаях, если они стремятся познать жизнь, и ощущать ее полноту положительных событий, вне зависимости от своего положения и возраста.
Здравствуйте, Анна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Она все равно еще молода и полна сил. |
Ну, вообще-то не молода, разве что душой.
Чувства не дают падать духом, а наоборот заставляют найти в себе силы для того, чтобы жить и дышать полной грудью, ощущая все положительные моменты. |
Неверная логическая связь: чувства не дают падать духом и дают силы. Нет никакого наоборот. Если предположить такую невообразимую ситуацию: чувства дают НЕ падать духом, а, наоборот... — вот в такой конструкции наоборот уместно. Но это не ваш случай.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Бестужевка |
Некорректно писать с большой буквы, это не настоящее имя, а прозвище. Всегда следите, как написано в тексте.
Позиция рассказчика заключается в том, что чувства со временя не стареют. |
Это опечатка?..
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Но, однажды, к нему приходит «реальная» Бестужевка «старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук». |
Однажды — не вводное слово, не обособляется
После «бестужевки» надо какой-то знак, двоеточие, тире или запятую
Однако, автор подчеркивает, что героиня представляет себя без отчества, а только по имени и фамилии. |
В начале предложение однако — союз, запятая не ставится
Он был потрясен тем, что несмотря на свой пожилой возраст, женщины были молоды душой, и от них не исходило ощущения уныния и тоски: «И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости.». |
Обороты с несмотря на могут обособляться или нет (лучше обособлять), но одной запятой стоять не может
Далее — однородные придаточные, запятая перед И не нужна
Нагромождение точек. Точка ставиться ПОСЛЕ кавычек.
Автор акцентирует на том, что чувства живут вечность и не стареют, у тех людей, которые еще молоды душой и наполнены энергией. |
Нет основания для постановки запятой.
Чувства не дают падать духом, а ЗПТ наоборот ЗПТ заставляют найти в себе силы для того, чтобы жить и дышать полной грудью, ощущая все положительные моменты. |
Вводное слово
Ее чувства со временем не стареют, а ЗПТ наоборот ЗПТ ее интерес к жизни усиливает их, и помогает оставаться активной и жизнерадостной. |
Вводное слово
Далее запятая не нужна: она стоит между однородными членами, соединенными одиночным союзом И.
Таким образом, чувства людей не стареют, только в тех случаях, если они стремятся познать жизнь, и ощущать ее полноту положительных событий, вне зависимости от своего положения и возраста. |
Тут две лишние запятые: первая — необособленное обстоятельство, вторая — снова запятая между однородными членами.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
На этот вопрос размышляет советский журналист и писатель Е.М.Богат в предложенном для анализа тексте. |
На этот вопрос отвечает / над этим вопросом размышляет
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
На этот вопрос размышляет советский журналист и писатель Е.М.Богат в предложенном для анализа тексте. Размышляя о проблеме, автор приводит в пример «бестужевку». |
Повторы
Однако, автор подчеркивает, что героиня представляет себя без отчества, а только по имени и фамилии. |
представляется
Автор акцентирует на том, что чувства живут вечность и не стареют, у тех людей, которые еще молоды душой и наполнены энергией. |
Речевая недостаточность: акцентирует внимание...
Вечность — громко сказано.
В первом примере автор описывает поведение пожилой женщины как ощущения молодости и юности, во втором же примере это дополняется чувствами рассказчика, которые он испытал, находясь в компании «бестужевок». |
поведение как ощущение молодости?.. Корректно, например: поведение... свидетельствующее о том, что пожилая женщина молода душой.
молодость и юность — тавтология
это (поведение?) дополняется чувствами?.. Корректно: второй пример дает нам понять, какие чувства испытал рассказчик...
Они являются вечной и юной вещью нашей жизни. |
Чувства не являются вещью. И юными они вообще быть не могут. Вещь нашей жизни — тоже некорректный оборот.
Она мой пример того, как нужно проживать свою яркую и увлекательную жизнь. |
Корректно, например: как ярко и увлекательно можно жить.
Таким образом, чувства людей не стареют, только в тех случаях, если они стремятся познать жизнь, и ощущать ее полноту положительных событий, вне зависимости от своего положения и возраста. |
Ни ее полнота, ни полнота положительных событий не являются корректными фразами. Корректно: Таким образом, чувства людей не стареют, если они стремятся жить полной жизнью и позитивно смотрят на мир, вне зависимости от своего положения и возраста.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Анна, в целом сочинение выстроено грамотно, выполнен анализ связи. Однако очень печальная ситуация с пунктуацией и речью. Поработайте над грамотностью, но советую вам писать покороче в целом и предложения тоже — так вы избежите многих ошибок.
Удачи!