Запомни!
В чем заключается материнская любовь?
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям Андрея из детства. Мальчик, вместе с мамой, прогуливаясь по лесу, внимательно рассматривает окружающую его природу. Андрей восхищается тем, что его окружает. Мама научила его радоваться и видеть немного больше в, казалось бы, обыкновенных опавших листьях. Это может послужить примером материнской любви.
Далее автор рассказывает, о том ,как рассказанная мамой история об английском капитане Скотте, очень тронула мальчика. Андрей представлял, как спасает капитана, а мама подыгрывала ему. Мальчик был в восторге от того, как легко мама вошла в игру и ей не пришлось ничего объяснять. Поступок мамы отражает любовь к своему сыну и желание сделать его счастливым.
Два примера сопоставлены между собой и позволяют автору сделать вывод о том, насколько важна материнская любовь в воспитании ребенка.
Автор убеждает нас в том, что ни один человек не сможет заменить маму. Ее любовь, заботу и ласку.
Я согласна с позицией автора. Мой папа рассказывал мне, как о нем заботилась бабушка. Она работала не покладая рук, а после работы делала уроки со своим сыном. Когда папа закончил школу, бабушка переехала вместе с ним в большой город, для того чтобы он имел возможность поступить в престижный институт. Материнская любовь зачастую может быть жертвенна.
В заключение, хочется сказать о том, как важно ценить поступки, которые делают для нас мамы.
Здравствуйте, Аня!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Это может послужить примером материнской любви. |
Не раскрыто, в чем именно заключалась материнская любовь. Пояснение не засчитано.
Поступок мамы отражает любовь к своему сыну и желание сделать его счастливым. |
Это пояснение засчитывается с натяжкой. Можно уцепиться за слово счастливым только.
Два примера сопоставлены между собой и позволяют автору сделать вывод о том, насколько важна материнская любовь в воспитании ребенка. |
Не обоснована связь, почему это сопоставление?..
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
В чём заключается материнская любовь? Автор убеждает нас в том, что ни один человек не сможет заменить маму. Ее любовь, заботу и ласку. |
Почетче формулируйте позицию автора и соотносите ее с примерами. В чем же заключается любовь матери? В заботе и ласке? А где в примерах забота и ласка? Мне кажется, примеры про другое. С натяжкой ставлю балл, снижаю за логику.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
См. К3.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Далее автор рассказывает, о том ,как рассказанная мамой история об английском капитане Скотте, очень тронула мальчика. |
Отмеченные запятые не нужны.
В заключение, хочется сказать о том, как важно ценить поступки, которые делают для нас мамы. |
Это предлог, он не обособляется.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ф.А. Вигдорова заставляет задуматься читателя на эту тему, посвящая его проблеме выражения материнской любви. |
Его — это что?
Мальчик, вместе с мамой, прогуливаясь по лесу, внимательно рассматривает окружающую его природу. Андрей восхищается тем, что его окружает. |
Повторы
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Аня, ваше рассуждение не очень логично выстроено. Старайтесь составлять план и писать тезисно, о чем ваши примеры. Не надо везде писать общие слова, выводы из примеров должны подводить к позиции автора, а не дублировать ее. Анализ связи тоже не должен ничего дублировать. В аргументации можно обнаружить тезис в конце (про жертвенность). Хорошо, что он вообще есть, но лучше, если он будет стоять сразу после позиции.
Удачи!