Запомни!
Как нужно относиться к природе?
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает о красоте родного края, в частности, реки Лобань. Его загораживает пение редких птиц, писк рыб, старые деревья, упавшие в реку и мешающие ей плавно течь. Не случайно, В. Крупин одушевляет реку, называет ее «девочкой-подростком» ведь она как человек.
Отчаяние автора помогает понять, что природа живая. Она может радоваться и грустить.
В качестве примера автор рассматривает, если не тревожить ее обитателей, то можно увидеть красоту, в их естественной среде.
Так, автор наблюдал за лосихой и ее детенышами, которые не боятся среды обитания. Хочу сказать, что красоту природы не каждому дано увидеть, но тот, кто смог найти гармонию получает душевный покой и умиротворение.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять: природа живая, и она успокаивает человека.
Позиция автора такова, В. Крупин убежден: природа может успокоить человека, помочь ему забыть все «боли» «обиды» и сделать его счастливым.
Я согласна с позицией автора. Правда, природа благотворно влияет на человека, приносит ему счастье. Нельзя не вспомнить героя известного рассказа «Юшка» .По дороге герой любуется окружающей природой, белыми облаками, плывущими по небу. Он слушает журчание речушек, вдыхает благоухание трав. В эти моменты Юшка дышит полной грудью и даже забывает об изнуряющей его чахотке. Так, герой рассказа относился к природе хорошо.
Таким образом, можно прийти к выводу, природе нужно относиться хорошо, ведь она все чувствует.
Здравствуйте, Сандаара!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять: природа живая, и она успокаивает человека. |
Не обоснована связь дополнение. Я ее, например, не вижу.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Как нужно относиться к природе? природа может успокоить человека, помочь ему забыть все «боли» «обиды» и сделать его счастливым. |
Нет ответа на проблемный вопрос. Вы отвечаете на вопрос: какое влияние природа оказывает на человека. И на протяжении всего сочинения вы рассуждаете именно по поводу этого вопроса. Незачет ПА приводит к незачету своей позиции.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Основание — незачет К3.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Отчаяние автора помогает понять, что природа живая. |
Где отчаяние?.. Разве оно было? А кто-нибудь сомневается, что природа живая?..
Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает о красоте родного края, в частности, реки Лобань. Его загораживает пение редких птиц, писк рыб, старые деревья, упавшие в реку и мешающие ей плавно течь. Не случайно, В. Крупин одушевляет реку, называет ее «девочкой-подростком» ведь она как человек. Отчаяние автора помогает понять, что природа живая. Она может радоваться и грустить. В качестве примера автор рассматривает, если не тревожить ее обитателей, то можно увидеть красоту, в их естественной среде. Так, автор наблюдал за лосихой и ее детенышами, которые не боятся среды обитания. Хочу сказать, что красоту природы не каждому дано увидеть, но тот, кто смог найти гармонию получает душевный покой и умиротворение. |
Я вижу тут нарушение абзацного членения. Я выделила абзацы, которые тут выделяются логически.
По дороге герой любуется окружающей природой, белыми облаками, плывущими по небу. |
По какой дороге?..
Правда, природа благотворно влияет на человека, приносит ему счастье. Так, герой рассказа относился к природе хорошо. |
Аргумент не согласуется с тезисом. И это речь о влиянии природы, а не об отношении человека.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает о красоте родного края, в частности, реки Лобань. |
Вводный оборот стоит в начале уточняющего, в таких случаях он не обособляется.
Не случайно, В. Крупин одушевляет реку, называет ее «девочкой-подростком» ЗПТ ведь она как человек. |
Не случайно — не вводное сочетание
Перед ВЕДЬ нужна запятая, это граница предложений
В качестве примера автор рассматривает, если не тревожить ее обитателей, то можно увидеть красоту, в их естественной среде. |
Не вижу основания для постановки запятой
Хочу сказать, что красоту природы не каждому дано увидеть, но тот, кто смог найти гармонию ЗПТ получает душевный покой и умиротворение. |
Граница предложений
Позиция автора такова, В. Крупин убежден: природа может успокоить человека, помочь ему забыть все «боли» ЗПТ «обиды» и сделать его счастливым. |
Позиция автора такова: уместно двоеточие. Далее можно было расставить по-другому знаки: Крупин убежден, что...
Кавычки не нужны, а между однородными членами нужна запятая.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
В качестве примера автор рассматривает, если не тревожить ее обитателей, то можно увидеть красоту, в их естественной среде. |
Нарушение построения сложного предложения. Нельзя рассматривать, если...
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Его загораживает пение редких птиц, писк рыб, старые деревья, упавшие в реку и мешающие ей плавно течь. |
Непонятно...
В качестве примера автор рассматривает, если не тревожить ее обитателей, то можно увидеть красоту, в их естественной среде. |
Красоту кого? Речевая недостаточность
Так, автор наблюдал за лосихой и ее детенышами, которые не боятся среды обитания. |
Не боятся среды обитания — как это?.. Как животные могут бояться среды обитания?
Хочу сказать, что красоту природы не каждому дано увидеть, но тот, кто смог найти гармонию получает душевный покой и умиротворение. |
обретает
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Сандаара, следите за логикой и абзацным членением, обязательно соотносите проблемный вопрос с позицией автора и подробнее анализируйте связь примеров. Поработайте над пунктуацией и речью.
Удачи!