ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
"Какую роль чувства играют в жизни человека?"
-
Текст: Е. М. Богат. О чувствах(1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
(4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
(6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
— (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
(10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
(11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
— (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
(13)Я поблагодарил, обещал быть.
— (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
(15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
(19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
(20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
— (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
(26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
— (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
(28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
— (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
— (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
(31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
(33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
(36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
Рассуждая о данной проблеме автора показывает, как однажды к нему пришла старуха, представившись бестужевкой. Писателя поразило, что женщина назвала себя по имени и фамилии, ведь так представлялись лишь молодые девушки. Этим эпизодом автор демонстрирует то, что душа человека не стареет и на протяжении жизни продолжает чувствовать энергию и молодость.
Для того, чтобы привлечь внимание читателей автор пишет о вечере воспоминаний, который проходил в доме культуры по инициативе бестужевок. Когда Амалия Эттингер приглашала автора на чаепитие упомянула, что "общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет", эти слова встревожили и заинтересовали автора. Однако пообщавшись в дамами он понял, что эти женщины полны чувст, эмоций, жизни: "три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды, время сгустилось и улыбалось, время шутили и не старело". Автор показал, что человек веселится и радуется пока чувствует себя молодым.
Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что чувствуя жизнь, эмоции и яркие краски мира человек не чувствует старения.
Позиция автора довольно понятна: писатель считает, что чувства играют большую роль в жизни человека, они помогают ему ощущать себя молодым и быть по-настоящему счастливым.
Я полностью согласна с мнением автора, чувства помогают людям получать положительные эмоции от жизни. Так в произведении "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского чувство любви к Сонечке Мармеладовой помогли Раскольникову признаться в преступлениях, которые он совершил. Чувства сильно влияют на поступки человека.
Таким образом, чтобы жить счастливо и позитивно делайте так, как верят чувства, они играют большую роль в жизни.
Здравствуйте, Екатерина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что чувствуя жизнь, эмоции и яркие краски мира человек не чувствует старения. |
Не показана роль каждого примера и не проанализирована сама связь — дополнение.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Для того, чтобы привлечь внимание читателей автор пишет о вечере воспоминаний, который проходил в доме культуры по инициативе бестужевок. |
Неуместное клише в данном случае. Автор уже до этого привлек внимание читателей. Переход к рассказу о вечере совершенно логичен и ничем особенным не привлекателен.
Таким образом, чтобы жить счастливо и позитивно делайте так, как верят чувства, они играют большую роль в жизни. |
С выводом можно поспорить, постоянно полагаться на чувства нельзя. Но главное — что вывод дублирует сказанное ранее.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Рассуждая о данной проблеме ЗПТ автора показывает, как однажды к нему пришла старуха, представившись бестужевкой. |
Деепричастный оборот
Для того, чтобы привлечь внимание читателей ЗПТ автор пишет о вечере воспоминаний, который проходил в доме культуры по инициативе бестужевок. |
Первая запятая не нужна: составные союзы в начале предложения запятой не разделяются (на баллы не влияет). А далее закрывается придаточное предложение.
Когда Амалия Эттингер приглашала автора на чаепитие ЗПТ упомянула, что "общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет", эти слова встревожили и заинтересовали автора. |
Конец придаточного предложения.
Однако ЗПТ пообщавшись в дамами ЗПТ он понял, что эти женщины полны чувст, эмоций, жизни: |
Деепричастный оборот
Автор показал, что человек веселится и радуется ЗПТ пока чувствует себя молодым. |
Сложноподчиненное предложение
Они показывают, что ЗПТ чувствуя жизнь, эмоции и яркие краски мира ЗПТ человек не чувствует старения. |
Деепричастный оборот
Так ЗПТ в произведении "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского чувство любви к Сонечке Мармеладовой помогли Раскольникову признаться в преступлениях, которые он совершил. |
Вводное слово
Таким образом, чтобы жить счастливо и позитивно ЗПТ делайте так, как верят чувства, они играют большую роль в жизни. |
Закрывается придаточное предложение.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Когда Амалия Эттингер приглашала автора на чаепитие упомянула, что "общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет", эти слова встревожили и заинтересовали автора. |
она упомянула
Так в произведении "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского чувство любви к Сонечке Мармеладовой помогли Раскольникову признаться в преступлениях, которые он совершил. |
Нарушение согласования подлежащего и сказуемого
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Этим эпизодом автор демонстрирует то, что душа человека не стареет и на протяжении жизни продолжает чувствовать энергию и молодость. |
Некорректная фраза. У души человека есть жизнь?.. Душа не чувствует энергию и молодость.
Когда Амалия Эттингер приглашала автора на чаепитие упомянула, что "общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет", эти слова встревожили и заинтересовали автора. |
Повторы
Они показывают, что чувствуя жизнь, эмоции и яркие краски мира человек не чувствует старения. |
Повторы
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Екатерина, текст вы поняли правильно и рассуждаете в верном ключе. Однако подбирайте и комментируйте примеры так, чтобы четко была видна связь между ними, которую в этом случае будет удобно проанализировать. Над пунктуацией поработайте особенно тщательно, слишком много пропущенных запятых.
Удачи!