Запомни!
Проблема боевого духа
-
Текст: М. А. Шолохов. О войне(1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
— (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
— (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
— (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
(18)Николай досадливо поморщился, сказал:
— (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
(33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
— (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
(38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
— (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
— (42)Слушай, иди ты к черту!
— (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
(46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
— (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
— (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
— (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
(По М. Шолохову*)
* Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
Проблема раскрывается автором на примере диалога двух солдат, сидящих на берегу реки. Николай, так зовут одного из бойцов, с отчаянием смотрит на происходящие события. Ни слова товарища, ни красота природы не могут восхитить его. Этот пример убедительно доказывает, что солдат, потерявший надежду на победу и не имеющий боевого духа, не сможет сражаться с врагом.
Лопахин же является полной противоположностью Николая. Он видит в ситуации, сложившейся на полях сражений, вызов: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны!». Отступление армии, оставление городов врагу «подогревают» его патриотические настроения, поднимаю его внутренний боевой дух. Лопахин разгорячен, он готов рваться в битву.
В этом эпизоде Шолохов использует прием антитезы, противопоставляя двух боевых товарищей.
Автор считает, что боевой дух на войне-это важная вещь. Его слова находят свое отражение в словах Лопахина.
Я согласен с мнением автора. Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого, ведь боевой дух давал солдатам силы на подвиги и стремление сражаться.
Подводя итоги можно сказать, что боевой дух во время войны играет важную роль. Именно от него, зачастую, зависит исход событий.
Здравствуйте, Егор!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Этот пример убедительно доказывает, что солдат, потерявший надежду на победу и не имеющий боевого духа, не сможет сражаться с врагом. |
Нет, не доказывает этого пример (по крайней мере в вашем изложении) убедительно. Мы не знаем, сможет сражаться Николай или нет, этого нет в тексте. Мы можем это лишь предполагать, например: Этот пример позволяет предположить, что у солдата... меньше шансов одолеть врага. Но балл за пояснение оставляю, указываю это в К5 (логика).
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
В этом эпизоде Шолохов использует прием антитезы, противопоставляя двух боевых товарищей. |
Нет анализа смысловой связи. Вы указываете вид связи, но не анализируете ее. Зачем автору понадобилось противопоставление?
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Насколько важен боевой дух солдат во время войны? Автор считает, что боевой дух на войне-это важная вещь. Его слова находят свое отражение в словах Лопахина. |
В вашем вопросе насколько, в нем УЖЕ подразумевается, что боевой дух важен, нужно понять — насколько. В позиции автора нет ответа на этот вопрос. Отсылка к словам Лопахина — не вариант.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
При обнулении позиции автора своя позиция автоматически обнуляется. Но в любом случае у вас нет тезиса и внятного примера.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
См. К2
Ни слова товарища, ни красота природы не могут восхитить его. |
Почему природа может восхитить его — понятно, а почему слова товарища?.. Что в них восхитительного? Они явно могут вызвать другие эмоции...
Подводя итоги можно сказать, что боевой дух во время войны играет важную роль. Именно от него, зачастую, зависит исход событий. |
Повтор позиции автора. Не надо повторять одно и то же в разных частях текста.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Он видит в ситуации, сложившейся на полях сражений, вызов: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны!». |
Не ставится точка после прямой речи, внутри которой есть восклицательный знак.
Подводя итоги ЗПТ можно сказать, что боевой дух во время войны играет важную роль. Именно от него, зачастую, зависит исход событий. |
Деепричастный оборот.
Зачастую — необособленное наречие.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Именно над этим вопросом автор текста Михаил Алксандрович Шолохов заставляет задуматься. |
Неоправданная инверсия.
Этот пример убедительно доказывает, что солдат, потерявший надежду на победу и не имеющий боевого духа, не сможет сражаться с врагом. |
Корректнее опустить это причастие: потерявший надежду на победу и боевой дух...
Отступление армии, оставление городов врагу «подогревают» его патриотические настроения, поднимаю его внутренний боевой дух. |
Внешнего боевого духа не существует. Лишнее слово.
Его слова находят свое отражение в словах Лопахина. |
Его мнение/позиция
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Егор, вы выбрали лаконичную форму, это возможно, но надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить какой-то структурный элемент текста и написать его в соответствии со всеми критериями. Обязательно следите за соответствием вопроса и позиции автора, соотносите смысл. Пишете вы довольно грамотно, так что это единственная ваша проблема.
Удачи!