Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Что значит жить своим умом?
-
Текст: М. Горький. О познании мира(1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
(4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
(10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
— (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
(15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
— (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
(20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
— (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
(30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
— (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
(34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
(По М. Горькому*)
* Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.
В юношеские годы, писатель, как и все молодые люди задавался вопросом о возникновении мира и о его постижении. Так, он познакомился со студентом по имени Николай Захарович Васильев, который отвечая на вопросы автора сказал, что самое дорогое и значимое в жизни человека - это свобода мысли. Таким обладает только тот человек, который не воспринимает все на веру и всегда задает вопросы.
Продолжая свой монолог, Николай говорит, что он не хочет "вбивать" свои мнения в мозг М. Горького, он поясняет, что "никого и ничему не может научить, кроме математики" , он может только рассказывать. И так, заканчивая свой рассказ, он лишь напоминает автору, что бы тот жил своим умом.
М. Горькому, двумя этими примерами, которые дополняют друг-друга, удается более четко отразить всю суть своих размышлений.
Автор считает, что в поиске какой бы то ни было истины, нужно всегда искать ее самостоятельно.
Я согласен с мнением автора, ведь если жить, опираясь только на чужие мнения и истины, то такая жизнь не может считаться человеческой. В романе Д. Глуховского "Метро 2035" , в то время как всеобщей истиной для жителей метро было то, что на поверхности больше нигде нет жизни, главный герой Артем не верил в это и продолжал поиски обратного этой истине.
Иметь свое мнение, жить своим умом - это важнейший аспект жизни, делающий человека - человеком.
Здравствуйте, Олег!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Продолжая свой монолог, Николай говорит, что он не хочет "вбивать" свои мнения в мозг М. Горького, он поясняет, что "никого и ничему не может научить, кроме математики" , он может только рассказывать. И так, заканчивая свой рассказ, он лишь напоминает автору, что бы тот жил своим умом. |
Пояснение не засчитано: у вас там общий вывод, а вот эти слова Николая остаются не вполне понятными. Что он может рассказывать?.. Какие мнения он может «вбивать», если никого и ничему не может научить?
Обращаю ваше внимание, что цитаты искажать не рекомендуется (я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики). Можно еще изменить форму одного слова, чтобы она вписалась, но вы изменили форму двух — второго неоправданно.
М. Горькому, двумя этими примерами, которые дополняют друг-друга, удается более четко отразить всю суть своих размышлений. |
Это не анализ связи. Надо указать, как именно примеры дополняют друг друга.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Что значит жить своим умом? в поиске какой бы то ни было истины, нужно всегда искать ее самостоятельно. |
Соотносятся ли проблемный вопрос и позиция автора? Мне кажется, нет. Что следовало написать: Жить своим умом — значит всегда искать истину самостоятельно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Основание — К3=0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Я согласен с мнением автора, ведь если жить, опираясь только на чужие мнения и истины, то такая жизнь не может считаться человеческой. |
А какой??? Иногда так люди живут, они уже не люди?..
В романе Д. Глуховского "Метро 2035" , в то время как всеобщей истиной для жителей метро было то, что на поверхности больше нигде нет жизни, главный герой Артем не верил в это и продолжал поиски обратного этой истине. |
Сюжет произведения неясен для тех, кто его не читал. Ваш текст должен быть самодостаточным, даже если упоминаете общеизвестные произведения (а это к таковым не относится), все равно надо обрисовывать вкратце детали сюжета, важные для раскрытия темы.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
И так, заканчивая свой рассказ, он лишь напоминает автору, что бы тот жил своим умом. |
Чтобы тут пишется слитно
друг-друга |
друг друга пишется раздельно
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
В юношеские годы, писатель, как и все молодые люди ЗПТ задавался вопросом о возникновении мира и о его постижении. |
Первая запятая не нужна — необособленное обстоятельство.
Далее — обособленный сравнительный оборот.
Так, он познакомился со студентом по имени Николай Захарович Васильев, который ЗПТ отвечая на вопросы автора ЗПТ сказал, что самое дорогое и значимое в жизни человека - это свобода мысли. |
Деепричастный оборот
М. Горькому, двумя этими примерами, которые дополняют друг-друга, удается более четко отразить всю суть своих размышлений. |
Необособленное обстоятельство
Автор считает, что в поиске какой бы то ни было истины, нужно всегда искать ее самостоятельно. |
Нет оснований для обособления.
Иметь свое мнение, жить своим умом - это важнейший аспект жизни, делающий человека - человеком. |
Неуместное тире. Тире можно счесть авторским знаком, но предостерегаю вас о том, что некоторые эксперты могут посчитать его ошибкой.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Именно этот вопрос раскрывает автор текста М. Горький. |
Раскрывают тему, на вопрос отвечают, над вопросом задумываются/размышляют...
Таким обладает только тот человек, который не воспринимает все на веру и всегда задает вопросы. |
Таким — чем? Какое понятие мужского рода у вас в предыдущем предложении? Его нет.
Не воспринимает все на веру → не принимает (ничего) на веру — нарушение состава устойчивого сочетания
Автор считает, что в поиске какой бы то ни было истины, нужно всегда искать ее самостоятельно. |
Повтор однокоренных слов
В романе Д. Глуховского "Метро 2035" , в то время как всеобщей истиной для жителей метро было то, что на поверхности больше нигде нет жизни, главный герой Артем не верил в это и продолжал поиски обратного этой истине. |
Некорректное построение предложения. Обратного истине быть не может — если она истина. Так как это была не абсолютная истина, стоило выбирать другие слова.
Корректнее: В романе Д. Глуховского "Метро 2035" все жители метро были убеждены в том, что на поверхности больше нет жизни, однако главный герой Артем не верил в это и продолжал поиски, которые привели бы его к истине.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Продолжая свой монолог, Николай говорит, что он не хочет "вбивать" свои мнения в мозг М. Горького |
В данном случае нам непонятно, художественный текст или публицистический. В таком случае, если повествование ведется от первого лица, стоит называть повествователя рассказчиком.
Олег, сочинение написано с соблюдением структуры, но уделите внимание логике повествования. Всегда соотносите проблемный вопрос и позицию автора, которая должна быть четким ответом. Записывайте тезисно суть примеров и пояснений, чтобы понять, насколько логично они встроены в текст. Поработайте над пунктуацией и речью.
Удачи!