Запомни!
что такое творчество?
-
Текст: Е. М. Богат. О творчестве(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
(5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
(12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
(30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
— (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
— (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
(49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
В начале текста автор дает определение творчеству: «творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». Тем самым показывая, как многие люди понимают значение этого слова. Автор говорит о том, что именно такое определение творчеству дают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, задумывающиеся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру
Но далее автор пишет, что в этом определении есть «глубочайшее заблуждение». Он говорит о несправедливом разделении людей на «избранных»- тех, кто обладают яркими талантами, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями и «обыкновенных» - «которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.» Автор говорит о том, что творчество возможно даже в самой будничной форме, а творческой личностью является каждый человек. Богат приводит такой пример: «Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают, как бы растворённым воздухе, — творец, несомненно!» Этот пример показывает, что творчество может заключаться в разном.
Примеры противопоставлены. Именно такое явное противопоставление мнения большинства и истинного восприятия творчества позволяет понять в чем на самом деле заключается творчество и что такое творческий человек.
Позиция автора ясна. Нет разделения на творческих и нетворческих людей. Каждый человек-творец. А личность — непременно творческая.
Я согласна с мнением автора, действительно, каждый человек может стать творцом. Например, моя мама очень добросовестно относится к своей работе, старается выполнять все качественно и аккуратно, и именно это можно считать проявлением творчества.
Подводя итог, хочется сказать, что творчество может проявляться во всех формах жизни человека, не только в определенной области знаний, а даже в самых обычных и бытовых вещах.
Здравствуйте, Настя!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Богат приводит такой пример: «Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают, как бы растворённым воздухе, — творец, несомненно!» |
Слишком большая цитата! Нет необходимости в таком объемном цитировании.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Каждый человек-творец. А личность — непременно творческая. |
Не поняла смысла фразы: человек — творец, а личность — творческая. Почему А? В чем разница человека-творца и творческой личности?.. Недочет.
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл (засчитано 3 ошибки)
В начале текста автор дает определение творчеству: «творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». |
Это предложение можно расценивать как прямую речь или БСП, ошибку не засчитываю, но все же больше это похоже на прямую речь, в таких предложениях соблюдайте правила оформления прямой речи, тут надо поставить многоточие.
Он говорит о несправедливом разделении людей на «избранных»- тех, кто обладают яркими талантами, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями ЗПТ и «обыкновенных» - «которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.» |
Сложноподчиненное предложение.
Обратите внимание, что точка всегда стоит ЗА кавычками.
И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают, как бы растворённым воздухе, — творец, несомненно! |
Это не сравнительный оборот, в тексте запятая не стоит. Списывайте внимательно. Дальше там опечатка есть и в тексте, так что не учитывается.
Именно такое явное противопоставление мнения большинства и истинного восприятия творчества позволяет понять ЗПТ в чем на самом деле заключается творчество и что такое творческий человек. |
Сложноподчиненное предложение.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Над этими вопросами рассуждает Е.М. Богат в предложенном для анализа тексте. |
Рассуждать О... размышлять О/НАД. Очень распространенная ошибка, запомните это.
Тем самым показывая, как многие люди понимают значение этого слова. |
Необоснованная парцелляция, предложения оторвано от предыдущего.
Каждый человек-творец. А личность — непременно творческая. |
Это тоже парцелляция. Не разделяйте так предложения.
Автор говорит о том, что именно такое определение творчеству дают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, задумывающиеся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру. |
Нарушение в употреблении причастного оборота, корректно: задумывающихся
Подводя итог, хочется сказать, что творчество может проявляться во всех формах жизни человека, не только в определенной области знаний, а даже в самых обычных и бытовых вещах. |
Составной союз — не только... но и.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Настя, вам удалось написать хорошую работу. Последите за пунктуацией и не используйте такие большие цитаты. Уделите особое внимание грамматике, тут больше всего ошибок.
Удачи!