Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чем заключается страшная сила времени?/Проблема влияния страшной силы времени на человека

  • Текст: В. В. Вересаев. О времени
    «(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю — это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, — оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши — плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что
    в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь — всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.
    (15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё
    так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти — всего только младшие братья вчерашних?
    (18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, — о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое
    и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…
    (21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.
    (24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, — что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, — так там холодно
    и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным,
    неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, — работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, — вот была моя цель, смысл жизни.
    (По В. В. Вересаеву*)
    * Викентий Викентьевич Вересаев (1867−1945) — русский и советский писатель, переводчик, литературовед.

22.01.2023 09:56:22
Автор: Леонид Каспаров

        В чем заключается страшная сила времени? Об этом размышляет В.В.Вересаев в тексте.
        Отвечая на поставленный вопрос, автор пишет, что со временем «самые светлые имена вдруг потускнели…; на смену вчерашнему поколению явилось новое». Более того, «прежнее чистое знамя в… руках» литературы «давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню», «с мертвым сердцем без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…» Мы можем понять: поколения сменяют друг друга, многое уходит в прошлое. Темы, которые затрагивала литература, были опошлены, а обществу они стали безразличны.
    Продолжая рассуждения, рассказчик говорит, что «не мог не видеть всей чудовищной уродливости» собственного положения: ему грозила опасность обратиться в «бессмысленную щепку» когда-то победоносного корабля». В душе его был «бессильный страх перед окружающим». Рассказчику казалось, что он «какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным, неопределенным временем. Этот пример показывает, что герой боится силы времени. Он начинает ощущать себя «чужим» в новом мире.
    Примеры, дополняя друг друга, показывают: со временем люди начинают бояться происходящих в обществе изменений. То, что когда-то имело большое значение, обесценивается.
    Позиция автора такова: страшная сила времени заключается в том, что оно способно изменить мир до неузнаваемости, сделать многие «заветы» ненужными, а людей лишить места в новом обществе.
    Я согласен с позицией автора. Действительно, многое со временем меняется, со многим проходится расставаться. Например, в произведении В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» рассказывается о том, как жители деревни были вынуждены переезжать из деревни в город из-за развития технического прогресса, строительства гидроэлектростанции. Представители старшего поколения не хотели покидать свой дом, многие же молодые люди сжигали избы, стремясь поскорее покинуть остров. Так время установило совсем иные ценности среди потомков жителей деревни и заставило многих стариков распрощаться с малой родиной.
    В заключение хотелось бы сказать, что очень многого способно лишить людей время. Поэтому его сила невероятно страшна.
Количество слов - 302

Здравствуйте, Леонид!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Более того, «прежнее чистое знамя в… руках» литературы «давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню», «с мертвым сердцем без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…» Мы можем понять: поколения сменяют друг друга, многое уходит в прошлое. Темы, которые затрагивала литература, были опошлены, а обществу они стали безразличны.

Пытаюсь понять ваш комментарий. Вы приводите слова про знамя в руках литературы, как вы их понимаете? В пояснении вы говорите про поколения и опошленные темы. Это, на мой взгляд, не объясняет слова автора. Пояснить эту развернутую метафору можно, но непросто. Я бы не советовала вообще брать эти слова в комментарий. Будьте осторожны со слишком метафоричными малопонятными цитатами. По возможности обходите их стороной.

Баллы за комментарий оставляю, но снижаю за логику: пояснение плохо стыкуется с примером.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора такова: страшная сила времени заключается в том, что оно способно изменить мир до неузнаваемости, сделать многие «заветы» ненужными, а людей лишить места в новом обществе.

Как вы понимаете слово «заветы»? В тексте оно тоже употреблено в кавычках, почему? Что значит эта фраза? Если вы поняли слово, постарайтесь подобрать для него подходящий синоним, лучше одно это слово не брать из текста. Если нет — тем более не употребляйте.

Что такое «людей лишить места в новом обществе»? Я не поняла. Они лишились места — и что с ними стало? На каком они месте? Попытайтесь ответить на эти вопросы, чтобы осознать, все ли логично в вашем тексте. Из ПА я поняла только первую фразу.

Это просто информация для размышления, баллы оставляю )

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К2

многое уходит в прошлое

многое со временем меняется, со многим проходится расставаться.

очень многого способно лишить людей время

Мало того что это повторы, это еще и ничего не значащие слова... Вывод выглядит несколько беспомощным.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Отвечая на поставленный вопрос, автор пишет, что со временем «самые светлые имена вдруг потускнели…; на смену вчерашнему поколению явилось новое». Более того, «прежнее чистое знамя в… руках» литературы «давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню», «с мертвым сердцем без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…»

Не засчитываю ошибку, но обратите внимание на правила оформления цитат. Если внутри цитаты пропуск и вы ставите многоточие, то оно поглощает все другие знаки, никаких больше не надо перед следующей частью предложения.

Если цитата, приведенная не до конца, встроена в предложение, то есть это косвенная речь, то после многоточия и кавычек ставится точка. (А если то же самое с прямой речью, то нет.)

Рассказчику казалось, что он «какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным, неопределенным временем.

Пропущена кавычка. На экзамене это может быть полноценной ошибкой.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Представители старшего поколения не хотели покидать свой дом, многие же молодые люди сжигали избы, стремясь поскорее покинуть остров.

Скорее все же свои дома. Можно было бы подумать, что тут свой дом значит родная деревня, но далее речь про сжигание изб, что намекает, что дома все же у каждого свои. Недочет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Например, в произведении В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» рассказывается о том, как жители деревни были вынуждены переезжать из деревни в город из-за развития технического прогресса, строительства гидроэлектростанции.

Не очень хорошо получилось. Я бы убрала развитие прогресса: ...жители были вынуждены переезжать в город, так как на месте их деревни запланировано строительство гидроэлектростанции и устройство водохранилища.

Так время установило совсем иные ценности среди потомков жителей деревни и заставило многих стариков распрощаться с малой родиной.

время установило ценности — неудачное сочетание

среди потомков деревни — тоже, и канцеляризмом отдает, и потомки жителей смущают — обычно так говорят, когда предков уже нет в живых.

Лучше: Так, с течением времени у молодого поколения сформировались совсем иные ценности, которые не разделяли старожилы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Леонид, видно, что вы старались соблюсти все требования и писать грамотно. В целом, вам это удалось. Для такого сложного текста справились вы очень хорошо. Отличный аргумент подобрали! Почти все баллы целы, мои замечания, я думаю, можно счесть недочетами. Но лучше бы их не было :) Советую писать чуточку проще и выбирать из текста самые понятные цитаты и примеры-иллюстрации.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку