Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Отношение к отдыху

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
21.01.2023 20:09:14
Автор: Никита Терентьев

Как люди относились к отдыху сто лет назад? Над этим вопросом задумывается автор текста Борис Львович Васильев.
Автор пишет о том, что в его детстве все работали не покладая рук. Его отец в свободное от работы время сапожничал, столярничал, слесарничал, восстанавливал и латал. Так же и его мама по вечерам занималась хозяйством. Борис Львович Васильев говорит о том, что для них не существовало понятия отдыха в смысле абсолютного безделья. Этот пример показывает, что чуть меньше ста лет назад во многих семьях люди не отдыхали сидя на диване, а были постоянно чем-то заняты.
Далее Борис Васильев пишет, что даже в «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», а есть глагол «отдыхать». Автор считает, что это совершенно естественно, ведь для русского человека он всегда выражался в смене деятельности. Так же он повествует о том, что в его детстве человек, который не работал и ничего не делал создавал о себе отрицательное мнение. Таких людей презирали. Это пример показывает читателю, что раньше безделье считалось пороком.
Данные примеры дополняют друг друга. Они показывают, что слово отдых раньше понимали совершенно по-другому. Раньше лучшим отдыхом считали смену деятельности.
Позиция автора ясна. Борис Львович Васильев считает, что сто лет назад к отдыху относились по-другому. По мнению Бориса Васильева люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.
Я полностью согласен с позицией автора. Я хочу рассказать о моей бабушке. Ей уже больше восьмидесяти лет, но она всё равно не может сидеть сложа руки. Летом она занимается огородом, осенью заготовками, а весной новыми посадками. Только зимой она даёт себе немного перевести дух. Она считает, что лучший отдых-это смена деятельности.
Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим. Люди были привыкшими постоянно что-то делать.
Количество слов - 281

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована недостаточно.

Данные примеры дополняют друг друга. Они показывают, что слово отдых раньше понимали совершенно по-другому. Раньше лучшим отдыхом считали смену деятельности.

Вы делаете вывод, но не показываете, как именно примеры дополняют друг друга. Балл оставляю, но предостерегаю, что есть риск незачета анализа связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

По мнению Бориса Васильева люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.

Это катастрофическая ошибка или описка. Не умели делать ничего = ничего не умели делать! Если подходить формально, это обнуляет позицию автора (так как содержит абсурдное суждение), а следом за ней и свою.

Я не представляю, как поступят реальные эксперты, ведь очевидно, что вы имели в виду не это. Я все же оставляю эти баллы, но снимаю К5 (логику), тем более что там есть еще ошибки.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Несмотря на то что сочинение выстроено достаточно хорошо, в нем присутствует несколько логических ошибок.

См. К3

Я полностью согласен с позицией автора. Я хочу рассказать о моей бабушке.

В аргументации своей позиции не хватает тезиса.

Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим. Люди были привыкшими постоянно что-то делать.

Конец сочинения не выглядит заключением.

И если посмотреть, как вы описываете время действия событий в тексте:

Как люди относились к отдыху сто лет назад?

чуть меньше ста лет назад во многих семьях люди не отдыхали сидя на диване

люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.

восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим

Зачем такие скачки во времени?.. Вполне можно выбрать пару синонимичных формулировок...

Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим.

Такой вывод сразу после того, как вы рассказали о живущей ныне бабушке, выглядит нелогичным. Значит, и в наше время есть люди, которые воспринимают отдых так!

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Так же он повествует о том, что в его детстве человек, который не работал и ничего не делал создавал о себе отрицательное мнение.

Здесь союз, пишется слитно.

слово отдых

понятия отдых

Тут слово отдых уместно написать в кавычках. Не учитывается ошибка.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Так же он повествует о том, что в его детстве человек, который не работал и ничего не делал ЗПТ создавал о себе отрицательное мнение.

Конец придаточного предложения.

По мнению Бориса Васильева ЗПТ люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.

Вводное сочетание.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Его отец в свободное от работы время сапожничал, столярничал, слесарничал, восстанавливал и латал.

Речевая недостаточность, все же эти глаголы, в отличие от предыдущих требуют зависимых слов (хотя бы что-то).

в «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», а есть глагол «отдыхать». Автор считает, что это совершенно естественно, ведь для русского человека он всегда выражался в смене деятельности.

Последнее упомянутое слово в предыдущем предложении: глагол «отдыхать». Формально именно с ним соотносится личное местоимение. Недочет.

Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим. Люди были привыкшими постоянно что-то делать.

Вообще, можно просто сказать: восприятие отдыха, не понятия. Недочет.

были привыкшими — стилистически неуместное сочетание. Люди постоянно были чем-то заняты / никогда не сидели без дела.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ирина, сочинение достойное, вы хорошо владеете письменной речью, пишете грамотно. Есть досадные логические недочеты, обратите на них внимание. Из речевых я зачла лишь две ошибки, но все же проанализируйте все.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку