Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Отношение к отдыху

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
21.01.2023 20:09:14
Автор: Никита Терентьев

Как люди относились к отдыху сто лет назад? Над этим вопросом задумывается автор текста Борис Львович Васильев.
Автор пишет о том, что в его детстве все работали не покладая рук. Его отец в свободное от работы время сапожничал, столярничал, слесарничал, восстанавливал и латал. Так же и его мама по вечерам занималась хозяйством. Борис Львович Васильев говорит о том, что для них не существовало понятия отдыха в смысле абсолютного безделья. Этот пример показывает, что чуть меньше ста лет назад во многих семьях люди не отдыхали сидя на диване, а были постоянно чем-то заняты.
Далее Борис Васильев пишет, что даже в «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», а есть глагол «отдыхать». Автор считает, что это совершенно естественно, ведь для русского человека он всегда выражался в смене деятельности. Так же он повествует о том, что в его детстве человек, который не работал и ничего не делал создавал о себе отрицательное мнение. Таких людей презирали. Это пример показывает читателю, что раньше безделье считалось пороком.
Данные примеры дополняют друг друга. Они показывают, что слово отдых раньше понимали совершенно по-другому. Раньше лучшим отдыхом считали смену деятельности.
Позиция автора ясна. Борис Львович Васильев считает, что сто лет назад к отдыху относились по-другому. По мнению Бориса Васильева люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.
Я полностью согласен с позицией автора. Я хочу рассказать о моей бабушке. Ей уже больше восьмидесяти лет, но она всё равно не может сидеть сложа руки. Летом она занимается огородом, осенью заготовками, а весной новыми посадками. Только зимой она даёт себе немного перевести дух. Она считает, что лучший отдых-это смена деятельности.
Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим. Люди были привыкшими постоянно что-то делать.
Количество слов - 281

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована недостаточно.

Данные примеры дополняют друг друга. Они показывают, что слово отдых раньше понимали совершенно по-другому. Раньше лучшим отдыхом считали смену деятельности.

Вы делаете вывод, но не показываете, как именно примеры дополняют друг друга. Балл оставляю, но предостерегаю, что есть риск незачета анализа связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

По мнению Бориса Васильева люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.

Это катастрофическая ошибка или описка. Не умели делать ничего = ничего не умели делать! Если подходить формально, это обнуляет позицию автора (так как содержит абсурдное суждение), а следом за ней и свою.

Я не представляю, как поступят реальные эксперты, ведь очевидно, что вы имели в виду не это. Я все же оставляю эти баллы, но снимаю К5 (логику), тем более что там есть еще ошибки.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Несмотря на то что сочинение выстроено достаточно хорошо, в нем присутствует несколько логических ошибок.

См. К3

Я полностью согласен с позицией автора. Я хочу рассказать о моей бабушке.

В аргументации своей позиции не хватает тезиса.

Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим. Люди были привыкшими постоянно что-то делать.

Конец сочинения не выглядит заключением.

И если посмотреть, как вы описываете время действия событий в тексте:

Как люди относились к отдыху сто лет назад?

чуть меньше ста лет назад во многих семьях люди не отдыхали сидя на диване

люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.

восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим

Зачем такие скачки во времени?.. Вполне можно выбрать пару синонимичных формулировок...

Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим.

Такой вывод сразу после того, как вы рассказали о живущей ныне бабушке, выглядит нелогичным. Значит, и в наше время есть люди, которые воспринимают отдых так!

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Так же он повествует о том, что в его детстве человек, который не работал и ничего не делал создавал о себе отрицательное мнение.

Здесь союз, пишется слитно.

слово отдых

понятия отдых

Тут слово отдых уместно написать в кавычках. Не учитывается ошибка.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Так же он повествует о том, что в его детстве человек, который не работал и ничего не делал ЗПТ создавал о себе отрицательное мнение.

Конец придаточного предложения.

По мнению Бориса Васильева ЗПТ люди, родившиеся в начале двадцатого века или раньше, не умели делать ничего.

Вводное сочетание.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Его отец в свободное от работы время сапожничал, столярничал, слесарничал, восстанавливал и латал.

Речевая недостаточность, все же эти глаголы, в отличие от предыдущих требуют зависимых слов (хотя бы что-то).

в «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», а есть глагол «отдыхать». Автор считает, что это совершенно естественно, ведь для русского человека он всегда выражался в смене деятельности.

Последнее упомянутое слово в предыдущем предложении: глагол «отдыхать». Формально именно с ним соотносится личное местоимение. Недочет.

Таким образом, восприятие понятия отдых сто и больше лет назад было совершенно другим. Люди были привыкшими постоянно что-то делать.

Вообще, можно просто сказать: восприятие отдыха, не понятия. Недочет.

были привыкшими — стилистически неуместное сочетание. Люди постоянно были чем-то заняты / никогда не сидели без дела.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ирина, сочинение достойное, вы хорошо владеете письменной речью, пишете грамотно. Есть досадные логические недочеты, обратите на них внимание. Из речевых я зачла лишь две ошибки, но все же проанализируйте все.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку