Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема значимости красоты природы для человека

  • Текст: Б. П. Екимов. О красоте
    (1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (З)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.
    (9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
    (12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13)По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14)Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: «Возле порожков посадите мне георгину». (15)Её слушаются, сажают. (16)Цветёт георгиновый куст. (17)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.
    (18)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (19)У неё одышка, больное сердце. (20)Ей нагибаться никак нельзя. (21)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (22)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. — (23)Я его люблю...»
    (24)Сосед Юрий. (25)Человек нездоровый, больной. (26)Какой с него спрос! (27)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (28) «Мама посадила... — объясняет он. — (29)Я поливаю». (30)Мама его давным-давно умерла. (31)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.
    (32)У тётки Лиды земли возле дома немного. (33)«В ладошку... — жалуется она. — (34)А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (35)А земли — в ладошку». (36)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (37)Без этого нельзя.
    (38)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (39)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (40)Приходится исхитряться. (41)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (42)Убрали лук, поздние помидоры растут. (43)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.
    (44)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.
    (45)А ведь с цветами — столько забот. (46)Сами собой они не вырастут. (47)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (48)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (49)Тут же засохнут. (50)Не то что цвета, листьев не увидишь. (51)Цветы вырастить — труд немалый. (52)Но радости больше.
    (53)Августовское раннее утро. (54)3автрак на воле. (55)Солнце за спиной. (56)Перед глазами — цветы. (57)Сколько их... (58)Десятки, сотни, тысячи... (59)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (60)Все на меня глядят. (61)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (б2)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (63)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.
    (64)Летнее утро. (65)Впереди — долгий день...
    (66)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (67)Они есть в каждом дворе. (68)3начит, не так уж всё плохо. (69)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (70)Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.
    (По Б. Екимову*)
    * Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.
19.01.2023 01:04:48
Автор: Валерия Припачкина

Каково значение красоты природы в жизни человека? Над этим вопросом рассуждает Борис Петрович Екимов.
Рассказчик повествует о своём заросшем травой дворе, об огороде, от которого осталось «лишь названье» и толком на нем ничего не растёт, но наличие цветов остаётся неизменным. «Цветы... Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. Без цветов нельзя». Для героя-рассказчика цветы значат многое, ведь он выращивает и ухаживает за ними так, как не делает того же самого со всем остальным во дворе, вкладывает в них оставшиеся силы, так как для него это не только визуальное наслаждение, но и подтверждение дисциплинированности того, кто их вырастил.
«Анютины глазки», «зорьки», «георгины» - все они не просто растения как для повествующего, так и для его соседей. Миколаевна – старушка, передвигающаяся с трудом, однако вечерами сидит на ступеньках и любуется своими георгинами. Гордеевна – дама в возрасте, с больным сердцем и одышкой, которой «нагибаться никак нельзя», но в её палисаднике каждое лето цветут «зорьки». Эти женщины любят цветы,  и несмотря на свое здоровье, готовы наслаждаться ими. Для Юрия – человека больного, «куст розовых пионов» не только красота и эстетическое удовольствие,  но ещё и память о дорогой сердцу матери. У других описываемых соседей во дворах тоже произрастают цветы, и для каждого из них они по какой-либо причине как некая необходимость, ради которой стоит приложить усилия, жертвуя ограниченным местом на участке или же собственным здоровьем, дабы потом получить взамен отраду для своих глаз, а в некоторых случаях и тёплые воспоминания.
Примеры построены на основе дополнения друг друга. Это не даёт возможности усомниться в значимости красоты природы для героя и его соседей-хуторян, в значимости казалось бы обычных цветов для людей.
Авторская позиция ясна: природная красота играет значимую и обширную роль в жизни людей. Каждый видит в ней что-то свое. Кому-то она доставляет эстетическое удовольствие, а кому-то способна напомнить о прошлом.
Я согласна с позицией Б.П.Екимова, на мой взгляд, значение окружающих нас красот природы неоспоримо, но не каждый может их разглядеть. Николай Кирсанов, из произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети», довольно романтичная натура. Он восхищался природой, созерцал её, умел входить с ней в контакт, не понимая как можно иначе. А вот его друг Евгений ,нигилист по своим взглядам, относился к природным красотам весьма прагматично, не чувствовал ничего даже похожего на восторг. Мне чуждо восприятие окружающего мира Базаровым. Считаю, что каждый, хоть немного, но должен уметь видеть прекрасное вокруг себя.
Таким образом,  природная красота имеет определённую степень важности в жизни людей, порой она даже необходима, но только тогда, когда человек способен её заметить.




Количество слов - 410

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Не вполне понятно, сколько у вас примеров... Но минимум два есть.

Взаимосвязь между примерами проанализирована формально. Не показана роль каждого из примеров, а сам анализ дублирует позицию автора. Но балл по К2 оставляю, снимаю за К5.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Анализ связи дублирует позицию автора.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

«Анютины глазки», «зорьки», «георгины» - все они не просто растения как для повествующего, так и для его соседей.

Обратите внимание, как написаны названия цветов в тексте. Обычные названия в кавычки не заключаются! И только «зорьки» — неофициальное, местное название цветов.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Рассказчик повествует о своём заросшем травой дворе, об огороде, от которого осталось «лишь названье» ЗПТ и толком на нем ничего не растёт, но наличие цветов остаётся неизменным.

Эту ошибку можно квалифицировать и как пунктуационную, и как грамматическую. Я занесла ее в К8. Если рассматривать ее по критерию К9, то стоит перестроить фразу: ...об огороде, от которого осталось «лишь названье» и на котором ничего не растет.

Эти женщины любят цветы,  и ЗПТ несмотря на свое здоровье, готовы наслаждаться ими.

Первая запятая не нужна, союз И соединяет однородные сказуемые, а оборот с несмотря на... необходимо обособить.

Для Юрия человека больного, «куст розовых пионов» не только красота и эстетическое удовольствие,  но ещё и память о дорогой сердцу матери.

Приложение выделяется с обеих сторон одинаковыми знаками: либо тире, либо запятыми.

Это не даёт возможности усомниться в значимости красоты природы для героя и его соседей-хуторян, в значимости ЗПТ казалось бы ЗПТ обычных цветов для людей.

Вводное слово.

Николай Кирсанов, из произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети», ТИРЕ довольно романтичная натура.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. Кроме того, обособление тут не нужно, но можно счесть факультативным знаком. Не обособляйте такие обороты.

Он восхищался природой, созерцал её, умел входить с ней в контакт, не понимая ЗПТ как можно иначе.

Сложноподчиненное предложение.

Считаю, что каждый, хоть немного, но должен уметь видеть прекрасное вокруг себя.

После оборота с ХОТЬ стоит НО, при обособлении строй предложения нарушается, запятая перед ХОТЬ не нужна. Оборот с хоть довольны сложные, лучше их избегать.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Над этим вопросом рассуждает Борис Петрович Екимов.

Рассуждать О... размышлять О/НАД

«Цветы... Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. Без цветов нельзя».

Цитаты используйте с вводящими словами. Может быть засчитано за ошибку.

Для героя-рассказчика цветы значат многое, ведь он выращивает и ухаживает за ними так

Нарушение в построении предложения с однородными членами. Каждое из сказуемых управляет местоимением по-своему: выращивает ИХ, ухаживает ЗА НИМИ. Вспоминаем задание 8.

Мне чуждо восприятие окружающего мира Базаровым.

чуждо восприятие кого? Базарова

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Рассказчик повествует о своём заросшем травой дворе, об огороде, от которого осталось «лишь названье» и толком на нем ничего не растёт, но наличие цветов остаётся неизменным.

Лексическая несочетаемость. Кстати, а где наличие цветов? Последнее, что было упомянуто, — это огород. Вариант правки: Рассказчик повествует о своём дворе: он зарос травой, на огороде толком ничего не растёт, но цветы около дома он сажает всегда, без них никак нельзя.

Для героя-рассказчика цветы значат многое, ведь он выращивает и ухаживает за ними так, как не делает того же самого со всем остальным во дворе

Корректнее: Для героя-рассказчика цветы значат многое, ведь он ухаживает за ними так, как не ухаживает за другими растениями во дворе.

«Анютины глазки», «зорьки», «георгины» - все они не просто растения как для повествующего, так и для его соседей.

Некорректно. Лучше уж рассказчик.

У других описываемых соседей во дворах тоже произрастают цветы, и для каждого из них они по какой-либо причине как некая необходимость, ради которой стоит приложить усилия, жертвуя ограниченным местом на участке или же собственным здоровьем, дабы потом получить взамен отраду для своих глаз, а в некоторых случаях и тёплые воспоминания.

Советую выражаться несколько проще, чтобы избежать речевых ошибок.

Описываемых — лучше опустить. Выделенная синим — крайне сумбурная фраза: ...по какой-либо причине как некая необходимость... ради необходимости надо приложить усилия?.. С теплыми воспоминаниями тоже не вполне понятно.

Примеры построены на основе дополнения друг друга.

Примеры дополняют друг друга либо Примеры построены на основе дополнения. Первый вариант (более простой) предпочтительнее.

природная красота играет значимую и обширную роль в жизни людей.

Лексическая несочетаемость.

Я согласна с позицией Б.П.Екимова, на мой взгляд, значение окружающих нас красот природы неоспоримо, но не каждый может их разглядеть.

Сомневаюсь, что в данном случае уместно множественное число. И стоит переставить определение: ...значение красоты окружающей нас природы неоспоримо...

Таким образом,  природная красота имеет определённую степень важности в жизни людей, порой она даже необходима, но только тогда, когда человек способен её заметить.

Канцелярский оборот. Выражайтесь проще.

Порой необходима?.. А порой нет?.. Ни к чему это замечание, оно только вносит сумбур.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Миколаевна
Внимательнее! Миколавна — вот как называет женщину автор. Можно лишиться балла.

Валерия, вы неплохо выстраиваете повествование, логично и последовательно. Советую вам писать лаконичнее и не увлекаться красивыми оборотами и длинными конструкциями. Пока не все получается хорошо, наверняка вы можете сказать чуть проще и более грамотно. Тогда могут уйти все речевые ошибки. На пунктуацию обратите внимание. Нельзя сказать, что ошибки совсем грубые, но в целом их набирается достаточно, чтобы обнулить критерий. Опять же, упрощение конструкций позволит вам избежать и этих ошибок.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку