Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чём заключается творчество?

  • Текст: Е. М. Богат. О творчестве
    (1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
    (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
    (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
    (10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
    (12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
    (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
    (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
    — (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
    — (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
    (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

16.01.2023 20:25:31
Автор: Маргинал

Сочинение
    В чём заключается творчество? Над этим вопросом размышляет Е. Богат в предложенном для анализа тексте.
    Для того чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор в самом начале размышлений даёт определение ключевому слову этого текста: “творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир”. Далее Е. Богат говорит о том, что это самое популярное определение слову творчество. Это свидетельствует о том, как многие люди понимают творчество.
    Однако затем автор говорит, что в этом определении присутствует “глубочайшее заблуждение”, так как тогда люди делятся на избранных и на обыкновенных, а это неправильно. Е. Богат видит творчество в добрых поступках людей, например, “домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец.” Каждая личность является творцом, по мнению автора. Люди в процессе своей жизни совершали как добрые поступки, так и злые, поэтому каждый человек может быть творцом. Этот пример показывает в чём заключается творчество.
    Примеры противопоставлены. В первом примере речь идёт о неправильном понимании творчества, но популярном, а во втором аргументе о верном восприятии творчества. Эта связь показывает проблему с двух сторон и помогает лучше понять, в чём заключается творчество.
    Авторская позиция ясна. Творчество - добрый бытовой поступок, каждый человек способен стать творцом.
    Я согласен с мнением Е. Богата и также считаю, что творчество вокруг нас, в добрых поступках людей. Просто многие люди не видят проявления творчества в хороших действиях. Например, в рассказе В.Г. Распутина “Уроки французского” учительница пыталась помочь ученику: проводила с ним время, помогала с уроками, дарила дорогую для мальчика еду - эти добрые поступки, это и есть творчество.
    Проанализировав предложенный для анализа текст, я пришёл к выводу, что творчество находится не только в искусстве, в культуре, но и в бытовых хороших вещах.
Количество слов - 300

Здравствуйте, Маргинал!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.

В чём заключается творчество?
Автор сформулировал более корректный вопрос: что такое творчество?

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Творчество - добрый бытовой поступок, каждый человек способен стать творцом.
Слишком «грубая» интерпретация получилась при такой конструкции. Можно, например, так:

Творчество можно понимать более широко, каждый человек способен стать творцом: и в добросовестном отношении к работе, и в добрых поступках есть проявление дара.  

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Люди в процессе своей жизни совершали как добрые поступки, так и злые, поэтому каждый человек может быть творцом.
Нет причинно-следственной связи между частями предложения.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Этот пример показывает ЗПТ в чём заключается творчество.
Сложноподчиненное предложение.
В первом примере речь идёт о неправильном понимании творчества, но популярном, а во втором аргументе ТИРЕ о верном восприятии творчества.

Тире в неполном предложении (негрубая ошибка).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
Далее Е. Богат говорит о том, что это самое популярное определение слову творчество.
Корректнее: определение (чего?) словА (недочет)

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Например, в рассказе В.Г. Распутина “Уроки французского” учительница пыталась помочь ученику: проводила с ним время, помогала с уроками, дарила дорогую для мальчика еду - эти добрые поступки, это и есть творчество.

Не вполне понятно: ЭТО добрые поступки? или эти добрые поступки и есть творчество? Недочет.

творчество находится не только в искусстве, в культуре, но и в бытовых хороших вещах.

Находится → лучше: имеет отношение к... связано не только с...

Вещи в значении события, поступки — это разговорный стиль, неуместный в сочинении.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Маргинал, вы хорошо знакомы со структурой сочинения ЕГЭ, стараетесь писать лаконично и строго по делу. У вас довольно грамотная речь. Вы на верном пути, единственное, что хочется вам посоветовать: когда имеете дело с философскими, абстрактными понятиями, старайтесь чуть аккуратнее формулировать мысли.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку