Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема понимания совести

  • Текст: Л.Толстой. О душе
    (1)Кто ты? – (2)Человек. – (3)Какой человек? (4)Чем отличаешься от других? – (5)Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный.
    (6)Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живет во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо. (7)И когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван или Наталья, – иногда же то, что хочет этого то духовное существо, которое во всех одно. (8)Так что бывает так, что Иван или Наталья хотят чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет этого, а хочет совсем другого.
    (9)Кто-то подходит к двери. (10)Я спрашиваю: Кто там? (11)Отвечают: – Я. – (12)Кто я? – (13)Да я, – отвечает тот, кто пришел. (14)А пришел крестьянский мальчик. (15)Он удивляется тому, что можно спрашивать о том, кто это я. (16)Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому. (17)Он отвечает о духовном я, я же спрашиваю о том окошке, через которое смотрит это я.
    (18)Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя душа, все только от тела, говорить так, все равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. (19)Правда, что тело мое это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело мое не пища. (20)Пища это то, что нужно для жизни тела, но не тело.
    (21)То же и про душу. (22)Правда, что без моего тела не было бы того, что я называю душой, но все-таки душа моя не тело. (23)Тело только нужно для души, но тело не душа. (24)Не было бы души, я бы и не знал, что такое мое тело.
    (25)Начало жизни не в теле, а в душе.
    (26)В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. (27)Один – слепой человек – ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. (28)Другой – зрячий, духовный человек – сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
    (29)Зрячую, духовную часть человека называют совестью. (30)Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (31)Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути, который она показывает. (32)То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. (33)Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
    (34)Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы говорим: совести у него нет.
    (35)Что же такое совесть?
    (36)Совесть это голос того единого духовного существа, которое живет во всех.
    (37)Совесть – это сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. (38)И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. (39)А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.
    (40)Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. (41)И как ни громко кричат страсти, они все-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести. (42)Голосом этим говорит вечное, божественное, живущее в человеке.
    (43)Философ Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. (44)Одно: это звезды на небе, а другое: это закон добра в душе человека.
    (45)Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе!

    (По Л.Н. Толстому)
21.05.2022 02:08:42
Автор: Танзила Дулаева

     Что же такое совесть? Вот проблема, поставленная Л.Н.Толстым, русским писателем.
     Раскрывая проблему, прозаик размышляет о том, что "в каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный". Он отмечает, что, в то время как слепой ест, пьет и работает, духовная часть же наблюдает и одобряет или не одобряет то, что он делает.
     Это значит, что наша совесть контролирует нас и наши поступки, не позволяя допустить ошибок.
     Продолжая размышления по данному вопросу, автор делает акцент на том, что совесть действует по принципу стрелки компаса и "пока человек делает то, что должно", она молчит. "Но стоит человеку сойти с настоящего пути,  и совесть показывает человеку,куда и насколько он сбился".
     Данный пример убеждает нас в том, что совесть, загоняя нас в определенные рамки, регулирует наше поведение.
     Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что совесть помогает нам не сойти с верного пути и остерегает от совершения серьезных ошибок.
     Позиция автора ясна: он считает, что совесть является важнейшим элементом внутреннего контроля и надежным путеводителем нашей жизни.
     Я согласна с мнением автора. Действительно, совесть является верным спутником. Без нее люди совершенно не контролировали бы себя и свои действия. Но очень часто она может проснуться поздно и прийти к человеку в виде осознания содеянного.
     Такая позиция представлена в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников, главный герой романа, убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру, вздумав, что имеет право распоряжаться чужими жизнями. Но после к нему приходит страшное осознание того, что он сделал, у него просыпается совесть. Она терзает его днями и ночами, истощает, и , в конце концов, Раскольников к ней прислушивается. Впоследствии герой искренне раскаивается в содеянном и исцеляет свою душу.
     В заключении хочется сказать, что к совести нужно прислушиваться, так как она является немаловажным жизненным ориентиром, и если человек будет поступать так, как велит его внутренний голос, то он никогда не ошибется.
Количество слов - 315

Здравствуйте, Танзила!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.

Что же такое совесть?

Так сочинение начинать не стоит. ЖЕ — это связующий элемент, он должен связывать предложения. У вас же самое начало, никакой связки быть не может.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснение не засчитано.

Это значит, что наша совесть контролирует нас и наши поступки, не позволяя допустить ошибок.

Во-первых, тут до совести дело не дошло. Из этих цитат непонятно, что Толстой говорит о совести. Во-вторых, это пояснение практически повторяет следующее.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Связь между примерами проанализирована неубедительно.

Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что совесть помогает нам не сойти с верного пути и остерегает от совершения серьезных ошибок.

Нет разведения примеров. Я не могу понять, почему примеры дополняют друг друга. Вы пишете: автор делает акцент. Это, по сути, маркер связи.

Пример 1. В человеке есть телесная и духовная части. Духовная часть одобряет или не одобряет поступки.

в частности (выделение)

Пример 2. Составляющей духовной части является совесть. Она руководит поступками человека.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Раскрывая проблему, прозаик размышляет о том, что "в каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный". Он отмечает, что, в то время как слепой ест, пьет и работает, духовная часть же наблюдает и одобряет или не одобряет то, что он делает. Это значит, что наша совесть контролирует нас и наши поступки, не позволяя допустить ошибок.
     Продолжая размышления по данному вопросу, автор делает акцент на том, что совесть действует по принципу стрелки компаса и "пока человек делает то, что должно", она молчит. "Но стоит человеку сойти с настоящего пути,  и совесть показывает человеку,куда и насколько он сбился". Данный пример убеждает нас в том, что совесть, загоняя нас в определенные рамки, регулирует наше поведение.

Я убрала ненужные абзацы. Они неоправданны.

Он отмечает, что, в то время как слепой ест, пьет и работает, духовная часть же наблюдает и одобряет или не одобряет то, что он делает.

У Толстого слепой противопоставлен зрячему, а телесная часть духовной. Вы все смешали, получилась довольно странная, нелогичная фраза.

совесть является верным спутником

Совесть — внутренний голос, как она может быть спутником?.. Это неотъемлемая составляющая человека.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

В заключении хочется сказать

В заключениЕ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Продолжая размышления по данному вопросу, автор делает акцент на том, что совесть действует по принципу стрелки компаса и ЗПТ "пока человек делает то, что должно", она молчит.

Разными цветами я разметила структурные части. Синим — два однородных придаточных.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Он отмечает, что, в то время как слепой ест, пьет и работает, духовная часть же наблюдает и одобряет или не одобряет то, что он делает.

Некорректное использование союза же. Союз в то время как не требует никакой второй части. А если бы его не было, же было бы уместно.

Продолжая размышления по данному вопросу

Размышления по поводу данного вопроса / размышления на тему / размышления о / размышления над

"Но стоит человеку сойти с настоящего пути,  и совесть показывает человеку,куда и насколько он сбился".

Цитата без вводящих слов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

совесть, загоняя нас в определенные рамки, регулирует наше поведение
Недочет. Так пишут про что-то негативное. В случае с совестью эта фраза неуместна.
остерегает от совершения серьезных ошибок
предостерегает
надежным путеводителем нашей жизни
Нет, мы идем по жизни, а не жизнь идет. Нашим путеводителем.
Родион Раскольников, главный герой романа, убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру, вздумав, что имеет право распоряжаться чужими жизнями.
Недочет, лучше: подумав/решив.
В заключении хочется сказать, что к совести нужно прислушиваться, так как она является немаловажным жизненным ориентиром, и если человек будет поступать так, как велит его внутренний голос, то он никогда не ошибется.
Недочет. Немаловажным лучше опустить. Два раза так как — в первом случае, правда, союз составной, в другом — указательное местоимение с союзом, но в одном предложении так писать не стоит.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Танзила, вы соблюдаете структуру сочинения ЕГЭ, и с орфографией и пунктуацией у вас все неплохо. Советую писать чуть проще, это позволит избежать речевых и грамматических ошибок. Пояснения от примера отделять не надо, это нелогично! Два примера могут быть в одном абзаце или разных — в зависимости от контекста. В своей позиции допускаются абзацы, но лучше тоже без них. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку