Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Проблема свободы и совести.
-
Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести(1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
(7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
(9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
(12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
(22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
(26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(30)Что такое внутренняя свобода?
(31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
(33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
(40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
(41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
(46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
(47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
(52)От совести.
(53)Что такое совесть?
(54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
(59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
(64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
(72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
(74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
(С. Соловейчик)
Размышляя над проблемами, автор отмечает два вида свободы: внешнюю и внутреннюю - и приходит к выводу: «Человек свободный – это человек, свободный внутренне». Так Соловейчик помогает понять, что только внутренняя свобода делает человека по-настоящему свободным, так как внешняя, в свою очередь, не может быть абсолютной. Также автор отмечает роль совести в истинной свободе: «Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости». Так Соловейчик убеждает читателя в том, что свобода заканчивается там, где начинается «работа» совести. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, создают полное представление о сущности свободы и ее границах.
Автор считает, что свободным человеком можно назвать того, кто не боится жизни и мыслит по-своему. На таких людях держится и развивается мир. Также по мнению автора свобода, регулируемая совестью, должна служить добру и правде.
Я согласна с позицией автора. Мне кажется, свобода необходима человеку, без неё жизнь становится неполноценной. Примером рвения к свободе может послужить произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Главный герой ещё ребёнком попал в плен, а сжалившийся над ним монах забрал его в монастырь. По своей природе он был горцом, который мечтал о свободе, поэтому он и совершил побег. Во время своего путешествия, длившегося несколько дней, Мцыри погибает, но он ни о чем не жалеет, так как уходит из этого мира свободным. На этом примере мы видим, насколько ценна бывает свобода, что иногда человек готов рискнуть своей жизнью.
В заключение хотелось бы сказать, что нужно стремиться к свободе, прислушиваясь к своей совести, чтобы такая свобода служила лишь во благо как самому человеку, таким окружающим его людям.
Здравствуйте, Алия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Всякая от свободна безгранична? |
Опечатки.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Так Соловейчик убеждает читателя в том, что свобода заканчивается там, где начинается «работа» совести. |
То есть совестливый человек — несвободный?.. Такой вывод можно сделать из вашего пояснения. Однако Соловейчик считает, что «свободный человек строго слушается совести – но только ее». Тем более далее вы пишете: «Также по мнению автора свобода, регулируемая совестью, должна служить добру и правде».
Это противоречие.
Связь между примерами указана, проанализирована недостаточно.
Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, создают полное представление о сущности свободы и ее границах. |
Вы написали общий вывод, надо было указать роль каждого примера.
Также не вполне убедительна ваша связь — дополнение. В первом примере вы говорите об истинной свободе, а во второй — о том, что эту свободу ограничивает. Балл оставляю, но это тоже уязвимое место. Для этого и требуется подробный анализ связи, чтобы убедиться в логике рассуждения.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Главный герой ещё ребёнком попал в плен, а сжалившийся над ним монах забрал его в монастырь. По своей природе он был горцом, который мечтал о свободе, поэтому он и совершил побег. |
Кто он — монах или главный герой? Из вашего текста непонятно.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Также ЗПТ по мнению автора ЗПТ свобода, регулируемая совестью, должна служить добру и правде. |
Вводный оборот
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Также автор отмечает роль совести в истинной свободе |
Недочет. Некорректная фраза. Возможно, так: Также автор отмечает роль совести в ощущении истинной свободы.
На этом примере мы видим, насколько ценна бывает свобода, что иногда человек готов рискнуть своей жизнью. |
Недочет. Некорректная связь между предложениями. Лучше так: На этом примере мы видим: свобода бывает настолько ценна, что иногда человек готов рискнуть ради нее своей жизнью.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Алия, у вас хорошее сочинение, надо только следить за логикой, не допускать противоречий в суждений и подробнее анализировать связь. Удачи на ЕГЭ!