Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Повлиял ли технический прогресс на человека?
-
Текст: В. Солоухин. До сих пор я не знаю...(1)До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…
(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.
(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.
(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.
(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки-солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.
(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.
(По В. Солоухину)
Отвечая на этот вопрос, автор противопоставляет образ жизни людей двух времён. В.А.Солоухин на примере снижения популярности письма показал, что технический прогресс повлиял на то, ценности прошлого поколения становятся для современников нелепыми и ненужными. Автор пишет: «…прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты…Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма». Читатель понимает: достижения науки заменяют те вещи, без которых человек не представлял свою жизнь раньше.
Также важен фрагмент текста, в котором автор утверждает, что технический прогресс не выполнил своей главной цели – не обеспечил людей тем количеством времени, которое они могли бы использовать для духовного развития. В.А.Солоухин уверен в том, что «У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше». Этот пример показывает нам, что техника не смогла помочь человеку сэкономить важное время.
Примеры противопоставлены друг другу и дают ясно понять, что с одной стороны, достижения техники влияют на изменение ценностей людей, но с другой, современное поколение не смогло стать более свободным.
Позиция автора такова: благодаря техническому прогрессу человек перестал нуждаться в том, что раньше считал необходимым, но в тоже время достижения техники не смогли подарить людям драгоценное время.
Я разделяют это мнение. Действительно, техника меняет жизнь людей, но не даёт им больше свободного времени для самосовершенствования. Так, например, в произведении Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» повествуется о том, что компьютеры заменили книги. Но технический прогресс стал причиной человеческой деградации, потому что всё своё свободное время люди проводили за монитором компьютера и не стремились к развитию.
В заключение хочу сказать, что, безусловно, техника оказывает влияние на многие сферы человеческой жизни, но она не обеспечивает людей временем.
Здравствуйте, Руслан!
Вы написали сочинение не по тому тексту. Этот текст Солоухина о другом. Проверяю в порядке исключения, будьте внимательны.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Также важен фрагмент текста, в котором автор утверждает, что технический прогресс не выполнил своей главной цели – не обеспечил людей тем количеством времени, которое они могли бы использовать для духовного развития. В.А.Солоухин уверен в том, что «У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше». Этот пример показывает нам, что техника не смогла помочь человеку сэкономить важное время. |
Не надо только повторять одно и то же, вы рискуете потерять балл за логику.
Связь между примерами указана, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
В.А.Солоухин уверен в том, что «У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше». |
Понятно, что такова цитата, но это ТОГДА повисает, непонятно, когда это...
В заключение хочу сказать, что, безусловно, техника оказывает влияние на многие сферы человеческой жизни, но она не обеспечивает людей временем. |
Ваш вывод повторяет то, что вы говорили ранее, причем даже дважды.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
но в тоже время достижения техники не смогли подарить людям драгоценное время. |
то же время — это указательное местоимение с частицей
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
В.А.Солоухин уверен в том, что «У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше». |
Цитата, встроенная в предложение, пишется с маленькой буквы, это не прямая речь.
Примеры противопоставлены друг другу и дают ясно понять, что ЗПТ с одной стороны, достижения техники влияют на изменение ценностей людей, но ЗПТ с другой, современное поколение не смогло стать более свободным. |
С двух сторон выделяются вводные слова.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
В.А.Солоухин на примере снижения популярности письма показал, что технический прогресс повлиял на то, ценности прошлого поколения становятся для современников нелепыми и ненужными. |
на то, ЧТО (но тогда будет два ЧТО подряд, и это тоже плохо)
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
В.А.Солоухин на примере снижения популярности письма показал |
Недочет: канцеляризм
технический прогресс не выполнил своей главной цели – не обеспечил людей тем количеством времени |
Тут тоже налет канцеляризма.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Руслан, у вас все очень неплохо, есть только мелкие недочеты, которых при аккуратности можно избежать. Избегайте повторов мыслей, выражайтесь попроще, чтобы не допускать канцелярских, казенных выражений, повторите пунктуационное оформление цитат. Удачи на экзаменах!