Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема способности мыслить

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
13.05.2022 23:07:20
Автор: Дарья Смирнова

Какое влияние на человека оказывает способность мыслить? Именно эту проблему поднимает в своём тексте Л.Н.Толстой.
Рассуждая над поставленным вопросом, автор обращает внимание на удивительные свойства нашего разума: «Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться…». Этот пример показывает необходимость влияния рассуждений на жизнь и внутреннюю составляющую человека. Ведь в самом деле, мысли материальны.
Далее Л.Н.Толстой, чтобы показать важность размышлений во время поиска судьбоносных решений, указывает на то, что могло бы помочь нам в их принятии: «…мысль важна тем, что показывает нам то, что мешает любви… это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего». Действительно, чем больше человек думает, тем точнее он узнаёт себя и свои предпочтения.
Так, приведенные примеры дополняют друг друга, соединяя в себе важнейшие качества, характерные только для человека разумного. Автор говорит о том, что мысли влияют на нашу жизнь. Более того, вторым примером-иллюстрацией Л.Н.Толстой усиливает первый, показывая, насколько важно ценить то, что каждый человек имеет возможность искать причины своих неудач и в последствии избегать подобные ситуации.
Позиция автора ясна. Способность мыслить оказывает огромное влияние на жизнь человека. Без неё мы не могли бы понять, что делаем правильно, а в чём ошибаемся, а главное, зачем живём.
Я согласна с мнением автора и считаю, что каждый из нас способен разобраться в себе, размышляя над тем, что нас окружает, что составляет наш внутренний мир. Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы.
В произведении Ф.М,Достоевского «Преступление и наказание» мы можем увидеть, как главный герой Родион Раскольников мучается в раздумьях после совершённого убийства. Он считал, что не тварь дрожащая, а право имеет. Но после преступления его съедал страх разоблачения. Раскольников постоянно думал о том, что все узнают, что это именно он убил старуху-процентщицу и её беременную сестру. Именно мысли привели Раскольникова к решению о несостоятельности своей теории и мукам совести.
В заключение хочется отметить, что текст Л.Н.Толстого заставил меня задуматься о том, насколько повезло человеку в том, что именно он наделён разумом.  
Количество слов - 345

Здравствуйте, Дарья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснение не засчитано.

Этот пример показывает необходимость влияния рассуждений на жизнь и внутреннюю составляющую человека.

Ваш вопрос: какое влияние на человека оказывает способность мыслить? Первый пример: мысли должны влиять на жизнь. Это само собой разумеется, вы уже заявили это в вопросе и собирались показать, какое влияние они оказывают. Такое пояснение бессмысленно.

Ведь в самом деле, мысли материальны.

Не вполне понятно... Это действительно «в самом деле», непреложный факт?.. А что дальше?.. Что нам дает эта фраза?

Пример 2 в сочинении указан, пояснение не засчитано.

Далее Л.Н.Толстой, чтобы показать важность размышлений во время поиска судьбоносных решений, указывает на то, что могло бы помочь нам в их принятии: «…мысль важна тем, что показывает нам то, что мешает любви… это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего». Действительно, чем больше человек думает, тем точнее он узнаёт себя и свои предпочтения.

Я не понимаю, как связана цитата и ваши пояснения. Если тут и есть какая-то связь, вам не удалось ее выразить.

Связь между примерами указана, проанализирована, но некорректно.

Так, приведенные примеры дополняют друг друга, соединяя в себе важнейшие качества, характерные только для человека разумного.

Примеры приводите вы в своем сочинении, они иллюстрируют ваши рассуждения, качества в себе они не соединяют. И о каких качествах идет речь?.. Мысли влияют на нашу жизнь — это не качество.

Более того, вторым примером-иллюстрацией Л.Н.Толстой усиливает первый, показывая, насколько важно ценить то, что каждый человек имеет возможность искать причины своих неудач и в последствии избегать подобные ситуации.

Более того — лишнее. Про примеры я уже писала: они нужны вам для иллюстрации проблемы, вы их подобрали и использовали. У Толстого были другие задачи. Мне представляется, что дополнение и усиление — разные вещи. Я не поняла, какая именно связь между примерами.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

и в последствии избегать подобные ситуации.

Это наречие пишется слитно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Рассуждая над поставленным вопросом, автор обращает внимание на удивительные свойства нашего разума: «Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться…».

Если цитата, оформленная как прямая речь, заканчивается многоточием, точка после кавычек не ставится. (Если цитата встроена в текст, например как СПП, то точка ставится и в этом случае.)

Ведь в самом деле, мысли материальны.

Вводное слово обособляется с двух сторон. Ведь тут — подчинительный союз.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Рассуждая над поставленным вопросом

Рассуждать О / размышлять О/НАД — запомните эти формулы либо всегда пишите О — не ошибетесь.

и в последствии избегать подобные ситуации.

Глагол избегать требует родительного падежа: избегать ситуаций.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Этот пример показывает необходимость влияния рассуждений на жизнь и внутреннюю составляющую человека.

Нанизывание существительных в родительном падеже — признак канцеляризма. Понять такие фразы сложно.

Что такое внутренняя составляющая?..

Далее Л.Н.Толстой, чтобы показать важность размышлений во время поиска судьбоносных решений, указывает на то, что могло бы помочь нам в их принятии: «…мысль важна тем, что показывает нам то, что мешает любви… это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего».

Видите, в цитате уже много «того, что», свой текст стоило перефразировать.

Он считал, что не тварь дрожащая, а право имеет.

что он не тварь

Именно мысли привели Раскольникова к решению о несостоятельности своей теории и мукам совести.

Лучше: к выводу о несостоятельности.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Дарья, вы постарались выстроить рассуждение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению ЕГЭ, однако оно получилось весьма сумбурным, соотнести ваши примеры с пояснениями и определить связь между ними сложно. Сочинение должно быть прозрачным. Попробуйте писать чуть проще, сжимайте текст до тезисов и проверяйте, чтобы все части были логически связаны. Удачи на экзаменах!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку