Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема принятия судьбоносных решений.

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
12.05.2022 01:01:43
Автор: Яна Семенок

   Каким образом некоторые решения одних людей становятся судьбоносными для других? Именно над этим проблемным вопросом размышляет Ю. Яковлев в своём тексте.
   Автор рассказывает о женщине, которая вспоминает о своём сыне и о том, как он погиб. Так, женщина переносит читателя в тот день своей жизни, когда она узнала , что её сын будет казнён в ближайшее время. Матери хотелось во что бы то ни стало спасти своего сына от смерти, поэтому она обратилась к коменданту за помощью. Удивительно, но комендант пообещал помочь женщине спасти сына и помиловать его, так как она напомнила мужчине его мать. Этот пример показывает, как сильно иногда решение конкретного человека может повлиять на дальнейшую судьбу другого, ведь в этой ситуации жизнь молодого человека напрямую зависела от решения коменданта.
   Далее автор рассказывает о встрече женщины со своим сыном и его товарищами, которые так же, как и он, были приговорены к смертной казни. Увидев молодых людей, находившихся на волоске от гибели, женщина вспомнила, как учила их в школе. Она поняла. что не сможет принять "спасительное" решение  в пользу своего сына, ведь для неё эти четверо ребят стали такими же родными, как и Кирюша. Этот пример иллюстрирует всю ту сложность принятия решения, которая возникла в этой ситуации, ведь женщина понимала, что, спасая сына, она одновременно и предаёт его.
   Приведённые аргументы противопоставлены друг другу. Они показывают, что иногда люди сталкиваются с принятием сложных решений, от которых зависит дальнейшая жизнь человека. Так, если в первом случае комендант дает молодому человека возможность выжить, то во втором случае мать забирает эту возможность, так как понимает, что её сын никогда не простит ей решение спасти его.
   По мнению автора, судьбоносные решения стоит принимать, прислушиваяь к голосу совести и собственного сердца, ведь каждый человек самостоятельно несёт ответственность за принятые им решения. И правда, несмотря на смерть любимого сына, женщина осознаёт всю правильность своего решения и понимает, что по-другому в этой ситуации поступить было невозможно.
    Я согласна с мнением автора. Мне кажется, что каждый из нас обязан самостоятельно отвечать за принятые решения, ведь последствия этих решения отражаются не только на нас самих, но и на окружающих нас людях.
    Например, в пьесе Чехова "Вишнёвый сад" Раевская и Гаев знали, что их поместье будет в скором времени продано из-за долгов. Тем не менее, они не спешили заниматься решением этого вопроса, вследствие чего решение, изменившее всю их дальнейшую жизнь, принял Лопахин, который продал поместье и вишнёвый сад. Так, не сумев в нужное время принять важное решение, брат и сестра лишились всего того, что было им дорого.
   Итак, я с уверенностью могу сказать, что некоторые решения, которые принимают люди, могут прямо или косвенно влиять на жизнь другого человека. Именно поэтому, каждый человек должен самостоятельно, без чужого вмешательства, принимать эти решения и нести ответственность за их последствия.
Количество слов - 450

Здравствуйте, Яна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.

Каким образом некоторые решения одних людей становятся судьбоносными для других?

Я не совсем понимаю ваш вопрос. Какой образ вы имеете в виду? Как можно ответить на такой вопрос? Мне кажется, вы имели в виду, что решения могут стать судьбоносными внезапно: комендант вовсе не обязан был идти на уступки, но неожиданно решил сделать это. Мать была готова во что бы то ни стало спасти сына, но за считаные минуты поменяла свое решение. Что может повлиять на принятие судьбоносных решений? — мне представляется, такой вопрос больше подходит к вашему рассуждению. Тогда все становится логичным.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Связь между примерами указана, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Каким образом некоторые решения одних людей становятся судьбоносными для других?

По мнению автора, судьбоносные решения стоит принимать, прислушиваяь к голосу совести и собственного сердца, ведь каждый человек самостоятельно несёт ответственность за принятые им решения. И правда, несмотря на смерть любимого сына, женщина осознаёт всю правильность своего решения и понимает, что по-другому в этой ситуации поступить было невозможно.

Прочитайте подряд ваш вопрос и ответ на него. Они не стыкуются. Вы отвечаете на другой вопрос: каким образом надо принимать судьбоносные решения? Это произошло потому, что сам вопрос был достаточно сумбурный, на него сложно дать логически корректный ответ. Однако намек на позицию автора содержится в анализе связи. Это позволяет оставить балл по К3, но за логику (К5) балл снижается. Обратите внимание, что в этом случае может быть также снят балл за анализ связи.

Смотрите, как бы я сформулировала позицию автора, если бы проблемный вопрос был задан четко:

Что может повлиять на принятие судьбоносных решений?

Бывают ситуации, когда важные, судьбоносные решения люди принимают спонтанно, под влиянием эмоционального порыва, сиюминутных обстоятельств. Иногда такие решения подсказывает голос совести, как и произошло с героями текста, предложенного для анализа.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Обоснование см. в К3.

По мнению автора, судьбоносные решения стоит принимать, прислушиваяь к голосу совести и собственного сердца, ведь каждый человек самостоятельно несёт ответственность за принятые им решения.

Обратите внимание на логическую связь частей во втором предложении. Принимать решения надо, прислушиваясь к голосу совести, ВЕДЬ (= ПОТОМУ ЧТО) человек несет ответственность за них. Я не вижу тут причинно-следственной связи.

Она поняла. что не сможет принять "спасительное" решение  в пользу своего сына, ведь для неё эти четверо ребят стали такими же родными, как и Кирюша. Этот пример иллюстрирует всю ту сложность принятия решения, которая возникла в этой ситуации, ведь женщина понимала, что, спасая сына, она одновременно и предаёт его.

Нечетко объяснено, почему спасение сына станет его предательством. Немаловажно, что сам сын решил отказаться от спасения, а женщина его решение приняла. Вы об этом не говорите.

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу.

Это примеры, иллюстрирующие проблему, не вполне корректно говорить об аргументах. Аргумент будет у вас в обосновании своего мнения.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Тем не менее, они не спешили заниматься решением этого вопроса, вследствие чего решение, изменившее всю их дальнейшую жизнь, принял Лопахин, который продал поместье и вишнёвый сад.

Это не вводное слово, запятая не нужна.

Именно поэтому, каждый человек должен самостоятельно, без чужого вмешательства, принимать эти решения и нести ответственность за их последствия.

Поэтому — местоименное наречие, запятой не отделяется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Так, женщина переносит читателя в тот день своей жизни...

Вообще-то женщина — героиня текста, она никуда читателя не переносит, он для нее не существует. Это автор может его куда-то переносить.

помочь женщине спасти сына и помиловать его

Спасти и помиловать — это одно и то же.

Она поняла. что не сможет принять "спасительное" решение  в пользу своего сына, ведь для неё эти четверо ребят стали такими же родными, как и Кирюша.

Недочет. Кавычки тут неуместны, ведь решение и правда было бы спасительным. Хотя лучше было сказать проще: ...не сможет спасти одного сына...

Этот пример иллюстрирует всю ту сложность принятия решения, которая возникла в этой ситуации,

В этой ситуации возникла сложность принятия решения... — такой смысл получается. Вы все время строите громоздкие конструкции, в итоге фразы получаются некорректными. Лучше: Этот пример показывает, насколько тяжело было женщине принять решение в этой ситуации, ведь, спасая сына, она одновременно и предает его.

Они показывают, что иногда люди сталкиваются с принятием сложных решений, от которых зависит дальнейшая жизнь человека.

Недочет: некорректное сочетание. Лучше: иногда людям приходится принимать сложные решения.

Так, если в первом случае комендант дает молодому человека возможность выжить, то во втором случае мать забирает эту возможность, так как понимает, что её сын никогда не простит ей решение спасти его.

Мать забирает возможность выжить — некорректно.

Этот пример показывает, как сильно иногда решение конкретного человека может повлиять на дальнейшую судьбу другого, ведь в этой ситуации жизнь молодого человека напрямую зависела от решения коменданта.

По мнению автора, судьбоносные решения стоит принимать, прислушиваяь к голосу совести и собственного сердца, ведь каждый человек самостоятельно несёт ответственность за принятые им решения.

Мне кажется, что каждый из нас обязан самостоятельно отвечать за принятые решения, ведь последствия этих решения отражаются не только на нас самих, но и на окружающих нас людях.

Тем не менее, они не спешили заниматься решением этого вопроса, вследствие чего решение, изменившее всю их дальнейшую жизнь, принял Лопахин, который продал поместье и вишнёвый сад.

Повторы.

Самостоятельно — лишнее. Несамостоятельно нести ответственность или отвечать за решения невозможно.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Раевская

Раневская. Полагаю, что это опечатка, но будьте внимательны на экзамене.

Яна, основная ваша проблема — некорректно построенные предложения и нечеткие логические связи между ними. Вы пытаетесь чрезмерно конкретизировать каждую мысль, в этом нет необходимости, все то же самое можно было сказать проще. И, конечно, внимательнее с формулировкой вопроса и ответа — позиции автора. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку