Запомни!
Что такое великодушие?
-
Текст: Т. Скок. О великодушии(1)В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. (2)Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». (3)В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. (4)Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». (5)Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. (6)Но теперь уже поздно. (7)Я знаю это!» (8)Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. (9)Ни жалоб, ни озлобления. (10)Строгое и чистое просветление.
(11)Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. (12)Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. (13)Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
(14)Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. (15)Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. (16)Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. (17)«Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! (18)В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», – строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. (19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…
(25)О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. (26)П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… (27)Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». (28)В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… (29)Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… (30)Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». (31)Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. (32)На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».
(По Т. Скок)
Отвечая на этот вопрос, Т. Скок в предложенном для анализа тексте пишет о герое романа Л. Толстого «Война и мир» Андрее Болконском. Он, прошедший «через нравственные испытания и физические муки», теперь «способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина». Т. Скок подчеркивает, что тем самым проявляется величие души героя. Этим примером автор показывает следующее: пройдя сложный жизненный путь, Андрей Болконский изменился, стал великодушнее к «врагу» и обрёл духовное просветление.
Продолжая рассуждение, писатель пишет о П.А. Плетнёве, письмо которому написал А.С. Пушкин: «Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая душу… Жизнь всё еще богата… Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Он находил нужные слова, которые способны подбодрить человека. Также в стихотворении Пушкин писал: «День веселья, верь, настанет». Нужно только искренне верить и всё будет хорошо. Этим примеров автор даёт понять, что А.С. Пушкин обладал уникальной способностью поддерживать других. Он помогал в трудную минуту, и этим проявляется духовное величие души.
Дополняя примеры, Т. Скок показывает, великодушие проявляется не только в искренней жалости, желании помочь даже врагу, но и в поддержке добрым словом.
Автор считает, что великодушие – это умение «жалеть и понимать других людей».
Я согласна с мнением автора. Действительно, великодушный человек придёт на помощь в случае необходимости. Он даст совет, поддержит в любых начинаниях и скажет, что всё получится. Например, моя подруга, когда видит, что я расстроена, помогает мне. Она всегда говорит, чтобы я не опускала руки. После её слов мне становится легче. Её искренние слова заставляют меня поверить, что всё будет хорошо. Такие поступки доказывают, что человек искренне хочет помочь и делает это от чистого сердца.
Таким образом, великодушие – это то, что исходит из души, из сердца. Такие умения как сострадание, помощь другому человеку – ценные умения в людях.
Здравствуйте, Полина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована.
Дополняя примеры, Т. Скок показывает, великодушие проявляется не только в искренней жалости, желании помочь даже врагу, но и в поддержке добрым словом. |
Это некорректная формулировка. У вас не примеры дополняют друг друга, а автор дополняет примеры — чем?..
Пример правки:
Примеры дополняют друг друга и показывают, что великодушие — чистое и светлое чувство и проявляется не только в дружеской поддержке добрым словом, но и в искренней жалости, желании помочь даже врагу.
Я добавила некоторое обобщение, а также переставила примеры. Дело в том, что союз не только... но и... по логике в первом случае требует более банального, обыденного примера. В вашем случае милосердие к врагу лучше поставить на второе место.
Баллы за анализ сохраняю, но все же будьте аккуратнее.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Продолжая рассуждение, писатель пишет о П.А. Плетнёве, письмо которому написал А.С. Пушкин: «Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая душу… Жизнь всё еще богата… Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Он находил нужные слова, которые способны подбодрить человека. |
Вообще-то автор пишет о Пушкине, который писал письмо Плетневу. О самом Плетневе не пишет. В вашем изложении не вполне понятно, кто он в следующем предложении..
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Нужно только искренне верить ЗПТ и всё будет хорошо. |
Сложносочиненное предложение
Дополняя примеры, Т. Скок показывает, великодушие проявляется не только в искренней жалости, желании помочь даже врагу, но и в поддержке добрым словом. |
Недочет: уместнее поставить двоеточие.
Такие умения ЗПТ как сострадание, помощь другому человеку ЗПТ – ценные умения в людях. |
Сравнительный оборот необходимо отделить с двух сторон.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Он помогал в трудную минуту, и этим проявляется духовное величие души. |
в этом проявляется
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Он, прошедший «через нравственные испытания и физические муки», теперь «способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина». |
Недочет: корректно было употребить деепричастие вместо причастия.
Он помогал в трудную минуту, и этим проявляется духовное величие души. |
У души нет духовного величия.
Её искренние слова заставляют меня поверить, что всё будет хорошо. Такие поступки доказывают, что человек искренне хочет помочь и делает это от чистого сердца. |
Повтор
Такие умения как сострадание, помощь другому человеку – ценные умения в людях. |
В предложении несколько ошибок. Сострадание и помощь — не умения. Умения в людях — некорректно. И повтор еще.
Вариант правки:
Сострадание, готовность прийти на помощь другому человеку — ценные (человеческие) качества.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Полина, вы неплохо поработали, удачно подобрали примеры, допустили мало ошибок. Немного доработайте связь, вы на верном пути. Пунктуационные ошибки небанальные, но, может быть, вам удастся избежать и их. Речевые ошибки тоже, как мне кажется, можно проработать — большая их часть связана с повторами, последите за ними. Удачи на ЕГЭ!