Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема нравственного выбора
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Размышляя над этим вопросом, автор повествует историю матери, сын которой приговорён к смертной казни за убийство. Героиня рассказа приходит к коменданту Мейеру и просит пощады для её ребёнка, мечтая спасти ему жизнь. Среди приговорённых был не только сын, но и ученики, которых она считала своими детьми. Спасение только одного сына было для учителя предательством, поэтому героиня сказала, что они все её сыновья. Этот пример показывает нравственный выбор матери, которая не могла предать и не попытаться спасти всех приговорённых к казни: они все её дети.
Далее автор пишет о сыне, который не мог позволить себе принять помощь матери: оставить своих друзей в трудный момент казалось ему подлостью. Чтобы не поддаться искушению, мальчик избегал взгляд матери, потому что перед ним была сложная дилемма: разделить участь товарищей или откликнуться и избежать наказание. Выбрав первый вариант, он принял решение не предавать своих друзей, тем самым показал свой внутренний стержень.
Приведённые примеры связаны между собой: второй дополняет первый. Они подтверждают основную мысль текста: в сложных ситуациях нравственный выбор показывает истинную сущность человека. Если человек верен своим принципам и ценностям, он не предаст их ни при каких обстоятельствах.
Позиция автора ясна. По мнению Ю. Яковлева, при принятии важных решений нужно всегда руководствоваться своими нравственными ценностями. Именно нравственные ценности определяют поступки и поведение людей.
Я полностью разделяю мнение автора: предавая свои установки, ценности, мы теряем самоуважение. Это приводит к ужасным последствиям: человек становится аморальным, бездуховным, поэтому необходимо всегда оставаться верным себе в любой, даже, казалось бы, безвыходной ситуации.
Я искренне благодарна Ю. Яковлеву, что он заставил меня задуматься о значимости нравственного выбора в жизни человека.
Здравствуйте, Екатерина!
Вы написали грамотную, аккуратную работу, хорошо подобрали примеры. Однако есть определенные пробелы, связанные с некоторыми структурными частями сочинения.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Как проявляется нравственный выбор? |
Формулировка выглядит сумбурной. Как может проявляться нравственный выбор, что вы имеете в виду?.. Я бы не смогла сформулировать какой-то ответ на этот вопрос. Более корректно: чем следует руководствоваться, осуществляя нравственный выбор? Но ЕЩЕ более корректно: чем следует руководствоваться при принятии важных решений? Про нравственное мы указываем в ответе, в вопросе не стоит давать такую формулировку. Посмотрите на позицию автора. Там ответ дан вполне понятный, и нужно было от него задать вопрос, советую в будущем так и поступать.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Этот пример показывает нравственный выбор матери, которая не могла предать и не попытаться спасти всех приговорённых к казни: они все её дети. |
Неверно, мать знала, что всех она не спасет в любом случае, никаких попыток спасти всех она не делала. Принимая такое решение, она уже знала, что погибнут все.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована недостаточно. Я не уверена, что дополнение — самая уместная связь, я, например, вижу в ваших примерах больше аналогию. Вы неубедительно доказываете, что выбранные вами примеры дополняют друг друга. Если это так, то уместная связка между ними КРОМЕ ТОГО, однако она не очень подходит. Посмотрите, какие еще существуют виды связи, не стоит зацикливаться на дополнении. В любом случае способ связи нужно аргументировать убедительно. Вы пишете только о подтверждении основной мысли текста, это не анализ связи.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора логически не вполне соотносится с проблемным вопросом. См. комментарий к проблеме.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.
У вас нет примера, доказывающего вашу позицию, лишь общие слова.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Размышляя над этим вопросом, автор повествует историю матери, сын которой приговорён к смертной казни за убийство. Героиня рассказа приходит к коменданту Мейеру и просит пощады для её ребёнка, мечтая спасти ему жизнь. Среди приговорённых был не только сын, но и ученики, которых она считала своими детьми. Спасение только одного сына было для учителя предательством, поэтому героиня сказала, что они все её сыновья. Этот пример показывает нравственный выбор матери, которая не могла предать и не попытаться спасти всех приговорённых к казни: они все её дети. |
Обязательно надо упомянуть, что дело происходит во время войны и парень убил фашистов. Иначе в вашем изложении он выглядит обычным убийцей. Все обстоятельства ситуации должны быть понятны читателю, не знакомому с текстом, помните об этом.
Еще обратите внимание на то, как вы рассказываете о героине. С трудом можно догадаться, что она учительница! Сначала появляются ученики, а только в конце учитель. Это тоже логический недочет.
Если человек верен своим принципам и ценностям, он не предаст их ни при каких обстоятельствах. |
В этом предложении вы два раза говорите одно и то же. Верность принципам = никогда не предаст. Более логичным выглядит такое суждение: Если человек верен своим принципам и ценностям, все свои поступки он будет соизмерять с ними.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
автор повествует историю матери |
Неверное управление: повествует О ЧЕМ? Кстати, малоуместный глагол для сочинения, не понимаю, почему он стал таким популярным, гораздо лучше: пишет, рассказывает и т. д.
Чтобы не поддаться искушению, мальчик избегал взгляд матери |
избегал (кого, чего?) взглядА, но лучше фразу перестроить (см. текст): мальчик боялся встретиться с матерью взглядом.
избежать наказание |
избежать (кого, чего?) наказаниЯ
Я искренне благодарна Ю. Яковлеву, что он заставил меня задуматься о значимости нравственного выбора в жизни человека. |
Ошибка в построении сложного предложения: благодарна ЗА ТО, что
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Выбрав первый вариант, он принял решение не предавать своих друзей, тем самым показал свой внутренний стержень. |
Очень неудачное выражение, которое так и тянет воспринять буквально: реально показал какой-то стержень. Бывают такие ситуации, когда вроде бы общеупотребительное образное выражение некорректно встраивается в текст и создается неуместный комический эффект. В данном случае надо было отказаться от него и написать что-то попроще.
Если человек верен своим принципам и ценностям, он не предаст их ни при каких обстоятельствах. Позиция автора ясна. По мнению Ю. Яковлева, при принятии важных решений нужно всегда руководствоваться своими нравственными ценностями. Именно нравственные ценности определяют поступки и поведение людей. Я полностью разделяю мнение автора: предавая свои установки, ценности, мы теряем самоуважение. |
Слишком много повторов.
Предавать свои установки — лексическая несочетаемость.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Екатерина, вам стоит усилить работу над анализом связи и своей позицией, эти пункты у вас проседают. Комментируя текст, обязательно кратко опишите основные факты и расскажите о героях. Представляйте при этом человека, который не читал исходный текст, и ориентируйтесь на него. Проблемный вопрос сверьте с позицией автора — они должны четко соотноситься как ответ и вопрос. Орфографию и пунктуацию вы тщательно проверили, отлично. Но грамматические ошибки, увы, остались. Будьте внимательны. Удачи!