ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема взросления
-
Текст: И. Грекова. О взрослении(1)Ну, что ж? (2)В общем, дома не существовало. (3)Были какие-то обрывки, клочья. (4)Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом. (5)Костя часто вспоминал Генриха Федоровича и тосковал. (6)Чего-то он здесь не выполнил, не сделал. (7)Не пошел, не кричал. (8)Молчание — предательство. (9)Ему казалось, что тетю Дуню он тоже предал. (10)А что он мог?
(11)И все же постепенно он успокоился, а молодость шла и брала свое. (12)Даже удивительно, как минутами он умел быть счастливым. (13)Неистребимое что-то.
(14)Школа никогда особенно много для него не значила, но шел его последний год в школе, и все как-то становилось зачарованным. (15)Последние уроки, последние встречи с учителями, последние ссоры с товарищами. (16)Последние, последние... (17)А впереди — жизнь. (18)Постойте, может быть, он все-таки немного любил школу?
(19)Ребята — сколько лет прожили вместе, а он их не знает. (20)И все — какие-то незнакомые. (21)Мальчики с неожиданно пробивающимися, даже какими-то неприличными усиками. (22)Девочки с тонкими талиями, с нежными, женскими голосами. (23)Нет, это не те голоса, которые кричали ему: «дурак», «воображала»... (24)А свой-то собственный голос — тоже иногда звучит чужим...
(25)И преподаватели стали другими. (26)Или просто он увидел их другими глазами. (27)Например, заведующий Иван Поликарпович — теперь уже не заведующий, а директор. (28)Он сам смущен своим новым званием и не знает, как жить дальше и что теперь будет? (29)Не возвращаются ли гимназические порядки?
(30)Прежде для Кости это был просто лысеющий человек в серой толстовке, похожий на мешок с пылью. (31)Досадное препятствие — и только. (32)А теперь Костя глядел на него с интересом и жалостью...
(33)В этот последний год в школе как-то особенно часто — по пустякам — вспыхивали небольшие скандалы. (34)После одного из них Иван Поликарпович вызвал Костю к себе в кабинет.
(35)Сколько раз он уже стоял здесь... (36)Знает каждую вещь. (37)Вот старая, истертая по сгибам карта Европы. (38)Вот цветы на окне, построенные по росту. (39)Правофланговым — фикус. (40)Левофланговым — кактус. (41)Вот тронутое молью чучело вороны на одной ноге...
(42)Все это когда-то душило его пылью и скукой. (43)И от заведующего шли правильные, скучные, пыльные слова... (44)Он тогда переминался с ноги на ногу и только ждал: когда же его отпустят?
(45)Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. (46)Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.
(47)У Ивана Поликарповича оглобелька железных очков, видно, отломилась и замотана суровой ниткой. (48)Аккуратно замотана. (49)Как задевает сердце эта оглобелька! (50)Сам, наверно, заматывал — этими самыми неуклюжими, робкими пальцами. (51)Нелегко ему.
—(52)Послушай, Левин, — сказал Иван Поликарпович, — я давно хотел у тебя спросить: а не скучно тебе так безвкусно валять дурака?
(53)И он устыдился.
(54)А другие учителя? (55)Огненно-рыжая Софья Яковлевна; стройная, завитая, с подмазанными губами «биологиня» Любовь Алексеевна; старый математик Василий Петрович, потерявший ногу на гражданской войне и входивший в класс, гремя костылями? (56)Все это были люди! (57)А он, безвкусно валяя дурака, ни разу даже не взглянул на них, как на людей... (58)Теперь поздно, на носу — выпуск. (59)Костя глядел на этих людей, потерянных им по своей вине, по небрежности, и радостно горевал, и почти любил их.
(60)А Юра словно горел в эту весну. (61)Он уже четвертый раз был влюблен, метался, дергался, паясничал и брился, забросил уроки и часто сманивал Костю за город — купаться. (62)Восхитителен был этот ворованный отдых. (63)Лежа на песке и сладостно сознавая себя преступниками, они говорили о будущем. (64)Поступать куда-нибудь — только вместе! (65)Костя еще колебался, не знал, куда его тянет. (66)Юра решил — в Политехнический. (67)Они займутся автоматикой. (68)Техника будущего.
(69)Весь в песке — и в волосах песок, и на ресницах— Юра рассказывал об автоматическом управлении. (70)Поезда без машинистов. (71)Самолеты — без летчиков. (72)Нет, больше того — мысль без мозга... (73)А какие слова: «фотоэлемент», «телеуправление», «радиолокация»...
(74)В общем, Юра увлек Костю, и так случилось, что оба они потом стали инженерами.
(И. Грекова)
Автор повествует о молодом человеке по имени Костя, который в скором времени должен закончить школу. Он, оглядываясь назад, размышляет о том, как сильно отличается от прошлого, его сегодняшнее отношение к людям. Директор Иван Поликарпович, который ранее не представлял большого значения, был лишь простым человеком, препятствием, теперь стал вызывать интерес и жалость у главного героя, даже такая мелочь, как аккуратно замотанная оглобелька привлекла его внимание и задела сердце. К выпускному классу бывший заведующий стал в глазах главного героя человеком, который не просто является неодушевлённым объектом, который мог произносить скучные, правильные слова, а тем к кому можно испытывать настоящие эмоции.
Так же сильно поменялись ощущения от пространства вокруг него, окружающих вещей. В кабинете директора, где Костя часто пытался просто пережить момент, чувствовал лишь скуку, теперь видит детали скромности и трудолюбия во множестве старых предметов, которые он запомнил до мелочей: истёртая карта Европы, растения на окне, чучело вороны. Всё это заставляет не ждать часа когда его смогут отпустить, а испытывать трогательность и воодушевление при взгляде даже на невзрачный интерьер.
Примеры дополняют друг друга и помогают лучше раскрыть поднятую проблему. Они показывают, что главный герой в детстве, испытывавший безразличие к находящимся рядом вещам, не пытался взглянуть на них с другой стороны, поэтому только взросление помогло ему увидеть то, чего он не пытался заметить раньше.
Хотя авторская позиция не была выражена явно, но общий смысл текста убеждает нас в том, что взросление делает человека более чутким и внимательным к людям, которые его окружают, побуждает к новым выводам о тех вещах, о которые сопровождали его даже долгое время.
Я полностью согласна с автором, действительно, повзрослевшие люди начинают воспринимать произошедшие с ним события и отношения по новому. На своём примере выпускницы, мне известно каково это – увидеть другую суть того, что что раньше считалось бессмысленным или глупым, например, высказывания раздражительных преподавателей, неловкие шутки одноклассников, неожиданные розыгрыши. Сейчас всё это является моими дорогими воспоминаниями о людях, которых я, к сожалению, не успела узнать получше, хотя и не пыталась ранее испытать к ним какие-либо эмоции.
Хочется верить, что после прочтения текста Ирины Грековы, многие задумаются о том, что взросление способено настолько сильно повлиять на восприятие реальной жизни.
Здравствуйте, Лолита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Довольно сложно отделить пример от пояснения, пришлось несколько раз перечитывать. Старайтесь почетче разграничивать эти части, чтобы эксперт сразу видел, что все они в наличии. |
Связь между примерами указана, проанализирована.
Они показывают, что главный герой в детстве, испытывавший безразличие к находящимся рядом вещам, не пытался взглянуть на них с другой стороны |
Вы еще говорите о людях, включите это тоже в анализ связи, иначе второй пример, получается, не отражен.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Они показывают, что главный герой в детстве, испытывавший безразличие к находящимся рядом вещам, не пытался взглянуть на них с другой стороны, поэтому только взросление помогло ему увидеть то, чего он не пытался заметить раньше. |
Строго говоря, НЕ поэтому. Нельзя сказать: ТАК КАК герой был безразличен в детстве к вещам, повзрослев, он стал относиться к ним иначе. Нет тут причинно-следственной связи. Поэтому надо опустить это наречие.
Сейчас всё это является моими дорогими воспоминаниями о людях, которых я, к сожалению, не успела узнать получше, хотя и не пыталась ранее испытать к ним какие-либо эмоции. |
Следите за логикой: не успела узнать получше (так как) и не пыталась. Тут нет уступки, которую выражает союз хотя, а есть как раз причинно-следственная связь.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
произошедшие с ним события и отношения по новому. |
по-новому
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Он, оглядываясь назад, размышляет о том, как сильно отличается от прошлого, его сегодняшнее отношение к людям. |
У вас запятая стоит между подлежащим и сказуемым: отношение отличается.
даже такая мелочь, как аккуратно замотанная оглобелька ЗПТ привлекла его внимание и задела сердце. |
Конец сравнительного оборота
Всё это заставляет не ждать часа ЗПТ когда его смогут отпустить, а испытывать трогательность и воодушевление при взгляде даже на невзрачный интерьер. |
Сложноподчиненное предложение
На своём примере выпускницы, мне известно ЗПТ каково это |
Первая запятая не нужна — необособленное обстоятельство
Вторая запятая — сложноподчиненное предложение
Хочется верить, что после прочтения текста Ирины Грековы, многие задумаются о том, что взросление способено настолько сильно повлиять на восприятие реальной жизни. |
Не обособляется такое обстоятельство.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Они показывают, что главный герой в детстве, испытывавший безразличие к находящимся рядом вещам, |
Причастие должно относиться к предыдущему слову, переставьте слова: в детстве главный герой, испытывавший...
побуждает к новым выводам о тех вещах, о которые сопровождали его даже долгое время. |
Опечатка, скорее всего
повзрослевшие люди начинают воспринимать произошедшие с ним события и отношения по новому. |
Тоже подозреваю опечатку, но заметьте, что эксперты не будут столь лояльны.
Хочется верить, что после прочтения текста Ирины Грековы, многие задумаются о том, что взросление способено настолько сильно повлиять на восприятие реальной жизни. |
ГрековОЙ
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
который в скором времени должен закончить школу. |
Корректно: окончить школу.
Директор Иван Поликарпович, который ранее не представлял большого значения |
Лексическая несочетаемость, корректно: не имел значения / не представлял интереса
К выпускному классу бывший заведующий стал в глазах главного героя человеком, который не просто является неодушевлённым объектом, который мог произносить скучные, правильные слова, а тем к кому можно испытывать настоящие эмоции. |
Предложение неудачное по многим причинам. Человек, который не является объектом, — это нонсенс. Тем более что объект произносит слова. Еще: не просто является объектом — это означает по логике, что он остался-таки объектом, но приобрел дополнительные черты. Я бы предложила такую правку:
К выпускному классу бывший заведующий стал в глазах главного героя не скучным человеком, похожим на «мешок с пылью», а личностью, к которой можно испытывать настоящие эмоции.
Так же сильно поменялись ощущения от пространства вокруг него, окружающих вещей. |
В первом предложении абзаца лучше называть персонажей.
В кабинете директора, где Костя часто пытался просто пережить момент, чувствовал лишь скуку, теперь видит детали скромности и трудолюбия во множестве старых предметов, которые он запомнил до мелочей: истёртая карта Европы, растения на окне, чучело вороны. |
Пережить момент — не вполне понятно, что имеется в виду. Такое сочетание означает обычно сильно переживать что-то, у вас же другой смысл.
Построение предложения не вполне корректно. В предложении: В кабинете директора... теперь видит... — необходимо подлежащее.
Детали скромности и трудолюбия, лучше: приметы
а испытывать трогательность и воодушевление при взгляде даже на невзрачный интерьер. |
Лексическая несочетаемость
Хотя авторская позиция не была выражена явно, но общий смысл текста убеждает нас |
Если используете ХОТЯ, нет необходимости вставлять НО, либо одно, либо другое.
Недочет: опустите не была, будет лучше
побуждает к новым выводам о тех вещах, о которые сопровождали его даже долгое время. |
Лучше: побуждает пересмотреть свое отношение к сопровождавшим его долгое время вещам.
произошедшие с ним события и отношения по новому. |
Получается, что причастие относится сразу к двум словам. И связь со вторым словом некорректная. Возможно, лучше так: начинают воспринимать произошедшие события и окружающих по-новому.
На своём примере выпускницы, мне известно каково это |
Лучше отредактировать: на своем опыте я поняла / осознала, каково это...
Сейчас всё это является моими дорогими воспоминаниями о людях |
Речевая шероховатость, лучше: Сейчас я с теплотой вспоминаю о людях...
Хочется верить, что после прочтения текста Ирины Грековы, многие задумаются о том, что взросление способено настолько сильно повлиять на восприятие реальной жизни. |
Это слово подразумевает какое-то продолжение (КАК настолько), лучше было написать просто ОЧЕНЬ.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Лолита, у вас очень искреннее сочинение, вы хорошо подобрали примеры и поняли посыл автора. Обращайте внимание на логические связи внутри предложения, поработайте над речевыми ошибками и следите за опечатками/описками. Удачи на экзамене!