ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема скоротечности времени

  • Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности
    (1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
    (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
    (5)В класс заглянула Женя Румянцева.
    — (6)Сережа, можно тебя на минутку?
    (7)Я вышел в коридор.
    — (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
    (9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
    — Зачем?
    — (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
    (12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
    (15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
    (17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
    — (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
    — (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
    (23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
    (27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
    — (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
    — (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
    (33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
    — Где же и когда мы встретимся?
    — (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
    (35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
    (40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
    (43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.  

    (По Ю.М. Нагибину)

05.04.2022 14:38:11
Автор: Диана Белякова

Возможно, каждый из нас когда-то слышал фразу: «Прошлое невозможно вернуть». Время ускользает из нашей жизни невероятно быстро. Казалось бы, ребёнком только что пошёл в первый класс, а оглянувшись, понимаешь, что скоро последний звонок и открывающийся путь в новую жизнь. Детство и юность проходят столь быстро, что порой оставляют за собой лишь след из некоторых, особо ярких воспоминаний.
Проблемой скоротечности времени задаётся Ю. Нагибин в произведении «О воспоминаниях юности», предложенном для анализа.
Размышляя над проблемой, он вспоминает случай из своей юности, а именно: последний день школы. Рассказчик на всем его протяжении ощущает странное чувство: «будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох». Действительно, иногда мы даже не задумываемся, что прожитое время  не возвращается, будь то рабочий, школьный или выходной день. Ю. Нагибин признаётся, что новый и взрослый мир кажется бесконечным, а ушедшая школьная пора, будто не прожита на свой «максимум». Тем самым, рассказчик даёт понять, что время не вернуть, как и все ускользнувшие годы.
В этом убеждается Ю. Нагибин и во взрослой жизни. Спустя время рассказчик узнаёт о гибели своей одноклассницы в военном госпитале, которая в последний школьный день призналась ему в любви, и, не надеясь на ответное  чувство, попросила о встрече в будущем. Именно в назначенный день рассказчик понимает,  что мирное и светлое время до войны было прожито совсем беззаботно, и оно стало по-настоящему ценно только сейчас, когда  «хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой». Этими словами Ю. Нагибин хочет сказать, что нужно ценить то, что имеешь в данный момент, ведь ушедшее время не возвращается.
Приведённые примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что время ускользает невероятно быстро. Многие даже не задумаются о том, что каждый прожитый нами день и есть самая главная ценность, которая, к сожалению, не вечна.
По мнению автора, стоит жить каждым днём, ценя каждые  минуты, о потери которых можно пожалеть в будущем, поскольку мы не имеем возможности вернуться и изменить прошлое.
Читая предложенный для анализа текст, я сразу же вспоминаю произведение И. Гончарова «Обломов». В нём главный герой Илья Ильич предстаёт перед читателем ленивым и мечтающим о приятном будущем человеком. Он даже не задумывается, что, пока находится в своих мечтаниях, его время ускользает с невероятной скоростью. Обломов умирает, так и не попробовав жизнь на вкус.
Да, порой задумываясь о том, насколько быстро проходит время, понимаешь, что нужно ценить каждый миг своей жизни. Ведь прошлое не возвращается, а жизнь проходит вовсе незаметно, оставляя от каждого дня лишь воспоминание.
Количество слов - 415

Здравствуйте, Диана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Пояснение 1: время не вернуть, как и все ускользнувшие годы.

Пояснение 2: нужно ценить то, что имеешь в данный момент, ведь ушедшее время не возвращается.

По сути, говорится почти одно и то же. Возможно, стоило как-то подчеркнуть, что рассказчик более остро понял то, что начал осознавать, будучи выпускником.

Связь между примерами указана, проанализирована недостаточно.

Приведённые примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что время ускользает невероятно быстро. Многие даже не задумаются о том, что каждый прожитый нами день и есть самая главная ценность, которая, к сожалению, не вечна.

Не показана роль каждого примера, сделан только общий вывод.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

По мнению автора, стоит жить каждым днём, ценя каждые минуты, о потери которых можно пожалеть в будущем

о потерЕ (предложный падеж)

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Казалось бы, ребёнком только что пошёл в первый класс, а ЗПТ оглянувшись, понимаешь, что скоро последний звонок и открывающийся путь в новую жизнь.

Тут запятая нужна, так как деепричастие можно без ущерба изъять из предложения.

Размышляя над проблемой, он вспоминает случай из своей юности, а именно: последний день школы.

Недочет. Серьезных оснований для постановки двоеточия нет. Двоеточие уместно, когда есть перечисление.

Ю. Нагибин признаётся, что новый и взрослый мир кажется бесконечным, а ушедшая школьная пора, будто не прожита на свой «максимум».

Здесь будто — не союз, а частица, входит в состав сказуемого, не обособляется

Тем самым, рассказчик даёт понять, что время не вернуть, как и все ускользнувшие годы.

Необособленное обстоятельство

Спустя время рассказчик узнаёт о гибели своей одноклассницы в военном госпитале, которая в последний школьный день призналась ему в любви, и, не надеясь на ответное  чувство, попросила о встрече в будущем.

Союз И соединяет однородные сказуемые, запятая перед И не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

открывающийся путь в новую жизнь.

Вы разбиваете причастный оборот (вспомните 8-е задание!) Корректно: открывающийся в новую жизнь путь / путь, открывающийся в новую жизнь

Спустя время рассказчик узнаёт о гибели своей одноклассницы в военном госпитале, которая в последний школьный день призналась ему в любви, и, не надеясь на ответное  чувство, попросила о встрече в будущем.

Снова вспоминаем 8-е задание! Союзное слово  у вас соотносится с госпиталем. Простая перестановка не очень подойдет, так как логическое ударение поменяется. Я бы посоветовала такую правку:

По прошествии времени рассказчик узнает, что его одноклассница, которая в последний школьный день призналась ему в любви и, не надеясь на ответное чувство, попросила о встрече в будущем, умерла в госпитале.

Читая предложенный для анализа текст, я сразу же вспоминаю произведение

Недочет: уместнее прошедшее время.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Возможно, каждый из нас когда-то слышал фразу

Советую поменять вводное слово: наверное, каждый слышал фразу...

Время ускользает из нашей жизни невероятно быстро.

Жизнь — тоже временная категория, сложно представить, как из нее может ускользать время.

Проблемой скоротечности времени задаётся Ю. Нагибин в произведении «О воспоминаниях юности», предложенном для анализа.
Размышляя над проблемой...

Повтор

Проблемой нельзя задаваться, задаются вопросами.

Ю. Нагибин признаётся, что новый и взрослый мир кажется бесконечным

Союз между этими определениями неуместен, лучше поставить запятую

Тем самым, рассказчик даёт понять, что время не вернуть, как и все ускользнувшие годы.

Время = ускользнувшие годы, сравнение неуместно.

о гибели своей одноклассницы в военном госпитале

В госпитале умирают, а не погибают (даже если в результате ранения). Госпиталь — преимущественное военное заведение, так что это в некотором роде плеоназм.

Именно в назначенный день рассказчик понимает,  что мирное и светлое время до войны было прожито совсем беззаботно, и оно стало по-настоящему ценно только сейчас, когда  «хотелось на миг остановить время

Повтор

Многие даже не задумаются о том, что каждый прожитый нами день и есть самая главная ценность, которая, к сожалению, не вечна.

Не очень удачное предложение. День — это ценность, ценность не вечна, получается, что день не вечен, логически это некорректно. На ценности можно было закончить предложение.

По мнению автора, стоит жить каждым днём, ценя каждые минуты

Ценя каждую минуту

пока находится в своих мечтаниях,

Лучше: пребывает в мечтаниях

Обломов умирает, так и не попробовав жизнь на вкус.

Лучше: так и не ощутив вкус жизни

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Проблемой скоротечности времени задаётся Ю. Нагибин в произведении «О воспоминаниях юности», предложенном для анализа.

На экзаменах почти всегда даются отрывки из произведений, и часто названия у них условные. Например, это адаптированный рассказ, который называется «Женя Румянцева». Уместно называть отрывок просто текстом.

Рассказчик на всем его протяжении ощущает...  Ю. Нагибин признаётся, что новый и взрослый мир кажется бесконечным

В этом убеждается Ю. Нагибин и во взрослой жизни. Спустя время рассказчик узнаёт...

Не путайте автора и рассказчика. Даже если есть подозрение, что автор говорит о себе.

Диана, сочинение у вас неплохое, проблему вы раскрываете удачно. Стоит обратить внимание на анализ связи, вам вполне под силу написать этот фрагмент в соответствии с экзаменационными требованиями. Пунктуационные ошибки не самые банальные, в целом вы пишете грамотно. Возможно, стоит незначительно упростить предложения. Обратите внимание на речевые ошибки, их тоже нельзя назвать совсем уж грубыми, но я постаралась прокомментировать каждый недочет, так как чувствую в вас потенциал :)  Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку