ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
проблема патриотизма
-
Текст: А. Толстой. В кабинете редактора(1)В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание. (2)Редактор, седой и румяный, английской повадки мужчина, говорил чеканным голосом, — слово к слову, — одну из своих замечательных речей, которая должна была и на самом деле дала линию поведения всей либеральной печати.
—(3)…Сложность нашей задачи в том, что, не отступая ни шагу от оппозиции царской власти, мы должны перед лицом опасности, грозящей целостности Российского государства, подать руку этой власти. (4)Наш жест должен быть честным и открытым. (5)Нет сомнения, что война не может продолжаться долее трех-четырех месяцев, и какой бы ни был ее исход, — мы с гордо поднятой головой скажем царскому правительству: в тяжелый час мы были с вами, теперь мы потребуем вас к ответу… (6)Один из старейших членов редакции — Белосветов, пишущий по земскому вопросу, не выдержав, воскликнул вне себя:
—(7)Воюет царское правительство, при чем здесь мы и протянутая рука? (8)Пускай цари ломают себе шеи, — мы только выиграем.
(9)С трудом восстановив порядок, редактор разъяснил, что на основании циркуляра о военном положении военная цензура закроет газету за малейший выпад против правительства и будут уничтожены зачатки свободного слова, в борьбе за которое положено столько сил. (10)Антошке Арнольдову поручили отдел военной цензуры. (11)Он под горячую руку взял аванс и на лихаче «запустил» по Невскому в Главный штаб. (12)Заведующий отделом печати, полковник Генерального штаба Солнцев, принял в своем кабинете Антошку Арнольдова и учтиво выслушал его, глядя в глаза ясными, выпуклыми, веселыми глазами. (13)Антошка приготовился встретить какого-нибудь чудо-богатыря, — багрового, с львиным лицом генерала, — бича свободной прессы, но перед ним сидел изящный, воспитанный человек и не хрипел, и не рычал басом, и ничего не готовился давить и пресекать, — все это плохо вязалось с обычным представлением о царских наемниках.
—(14)Я не сомневаюсь, полковник, что к Новому году русские войска будут в Берлине, но редакцию интересуют главным образом некоторые частные вопросы…
(15)Полковник Солнцев учтиво перебил:
—(16)Мне кажется, что русское общество недостаточно уясняет себе размеры настоящей войны. (17)Конечно, я не могу не приветствовать ваше прекрасное пожелание нашей доблестной армии войти в Берлин, но опасаюсь, что сделать это труднее, чем вы думаете. (18)Я, со своей стороны, полагаю, что важнейшая задача прессы в настоящий момент — подготовить общество к мысли об очень серьезной опасности, грозящей нашему государству, а также о чрезвычайных жертвах, которые мы все должны принести.
—(19)Я понимаю, что чувство патриотизма среди некоторых кругов несколько осложнено. (20)Но опасность настолько серьезна, что — я уверен — все споры и счеты будут отложены до лучшего времени. (21)Российская империя даже в двенадцатом году не переживала столь острого момента. (22)Вот все, что я хотел бы, чтобы вы отметили. (23)Затем нужно привести в известность, что имеющиеся в распоряжении правительства военные лазареты не смогут вместить всего количества раненых. (24)Поэтому и с этой стороны обществу нужно быть готовым к широкой помощи…
—(25)Простите, полковник, я не понимаю, какое же может быть количество раненых?
(26)Солнцев опять высоко поднял брови:
—(27)Мне кажется, в ближайшие недели нужно ожидать тысяч двести пятьдесят — триста.
(28)Антошка Арнольдов проглотил слюну, записал цифры и спросил совсем уже почтительно:
—(29)Сколько же нужно считать убитых в таком случае?
—(30)Обычно мы считаем от пяти до десяти процентов от количества раненых.
—(31)Ага, благодарю вас.
(32)Солнцев поднялся, Антошка быстро пожал ему руку и, растворяя дубовую дверь, столкнулся с входившим Атлантом, чахоточным, взлохмаченным журналистом в помятом пиджаке, уже со вчерашнего дня не пившим водки.
—(33)Полковник, я к вам насчет войны, — проговорил Атлант, прикрывая ладонью грязную грудь рубахи. — (34)Ну, как, — скоро берем Берлин?
(По А. Н. Толстому*)
Вовлекая читателя в совместные размышления об этой проблеме, писатель рассказывает о случае, произошедшем в кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа», где шло шумное заседание. Каждый участник дебат высказывает свою точку зрения по поводу военных действий страны. Никто не желает ни слушать друг-друга, ни уступать кому-нибудь. Автору важно показать наплевательское отношение каждого редактора к общей трагедии - войне. Каждый волнуется только о собственных принципах или о собственной шкуре, не желая меняться ради общего благополучия. Особенно хорошо это показывает речь одного из старейших членов редакции: «Воюет царское правительство, при чем здесь мы и протянутая рука?Пускай цари ломают себе шеи, — мы только выиграем». Из этого эпизода становится понятно, что важно объединяться во время войны, потому что по отдельности невозможно ни помочь своей стране, ни своей родине. Если тратить время только на споры и выяснение отношений, то никогда не получится сдвинуться с места.
Эпизод о упрямых редакторов противопоставляется фрагменту, в котором показан разговор Антоши, получившему отдел военной цензуры, с заведующий отделом печати. Полковник Генерального штаба Солнцев оказался на редкость изящным и воспитанным человеком, совсем не таким, каким его приставлял Антошка: « бича свободной прессы, но…не хрипел, и не рычал басом, и ничего не готовился давить и пресекать…» Полковник Солнцев не спорил с Антошой Арнольдовичем и не навязывал ему своё мнение, потому что для него это не имеет значение. Первоначальная его цель - успокоить и обезопасить Россию, поэтому Солнцев поступает как настоящий патриот, для которого судьба страны важнее собственного мнения: «Я понимаю, что чувство патриотизма среди некоторых кругов несколько осложнено.Но опасность настолько серьезна, что — я уверен — все споры и счеты будут отложены до лучшего времени.» Читатель понимает, что важно объединяться во время войны, потому что только прийдя к компромиссу, общество сможет противостоять общему врагу и спасти свой дом.
Эпизод о разногласиях редакторах противопоставляется фрагменту о разговоре Антоши и Солнцева, являясь примерами - иллюстрациями, которые позволяет читателю глубже постичь авторский замысел. Оба примера раскрывают проблему общества во время опасных событий. Они показывают людей, которых волнует только собственная жизнь и собственное эго, противопоставляя их сильному человеку, который готов пожертвовать своим мнением и достоинством ради достижения общей цели.
Позиция автора не явно выражена в тексте, но внимательный читатель понимает логику писателя. А. Толстой считает, что гражданам одной страны необходимо объединяться во время военных действий так, как только вместе они смогут помочь своему отечеству. Один в поле никогда не будет воином, поэтому иногда лучше пренебречь своими взглядами и своим эго, ради достижения общей цели.
Эта точка зрения близка и мне. Безусловно, я согласна, что человек должен идти на уступки, если хочет достичь общей цели. Чаще всего люди идут на компромисс, когда чувствуют, что без него они или их семьи находятся в опасности. Размышляя об этом, я вспомнила произведение Ю. В. Бондарева «Горячий снег», в котором нас сначала знакомят с солдатами, с их буднями, раскрывая конфликты между ними: ревность, недопонимание, зависть. Но все их бытовые ссоры сходят на нет, когда начинается сражение, где каждый был готов прислушаться и помочь другому, несмотря на личные обиды. Главный герой понимает, что война не знает жалости, поэтому делает всё возможное, включая то, что прислушивается к мнению неприятного ему человека, ради успешного завершения операции.
Работая над сочинением по тексту А. Толстого, я поняла, как важно в опасной обстановке объединяться, несмотря на личные разногласия, ведь у каждого человека одной страны одинаковая цель - спасти свою родину.
Здравствуйте, Лиза!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Примеры указаны, пояснения не засчитаны.
Пояснение 1: важно объединяться во время войны. В примере говорится о том, что у каждого наплевательское отношение и никто не желает меняться, из этого автоматически не следует, что важно объединяться.
Пояснение 2: важно объединяться во время войны.
Позиция автора: гражданам одной страны необходимо объединяться
Пояснения дублируют друг друга и позицию автора.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Если тратить время только на споры и выяснение отношений, то никогда не получится сдвинуться с места. |
по отдельности невозможно ни помочь своей стране, ни своей родине. |
Чаще всего люди идут на компромисс, когда чувствуют, что без него они или их семьи находятся в опасности. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Работа характеризуется неточностью выражения мыслей.
поэтому Солнцев поступает как настоящий патриот, для которого судьба страны важнее собственного мнения |
Солнцев, насколько удается понять, как раз высказывает собственное мнение. Возможно, вы имели в виду: важнее собственных интересов. И приведенная цитата никак не доказывает ваши слова.
Они показывают людей, которых волнует только собственная жизнь и собственное эго, противопоставляя их сильному человеку, который готов пожертвовать своим мнением и достоинством ради достижения общей цели. |
Каких людей волнует собственная жизнь, а какой один человек сильный? Никто из героев не собирается жертвовать мнением и достоинством. Кажется, вы не вполне точно выражаете мысли.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 0 баллов.
помочь своему отечеству спасти свою родину |
В текстах, где этим словам придается высокий смысл, рекомендуется писать их с большой буквы. А ваш текст именно такой.
Полковник Солнцев не спорил с Антошой Арнольдовичем и не навязывал ему своё мнение, потому что для него это не имеет значение. |
АнтошЕЙ
Никто не желает ни слушать друг-друга, ни уступать кому-нибудь. |
друг друга — раздельно
каким его приставлял Антошка |
представлял
Позиция автора не явно выражена в тексте |
Нет противопоставления, пишется слитно.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
до лучшего времени.» |
Точка всегда стоит ЗА кавычками
Читатель понимает, что важно объединяться во время войны, потому что ЗПТ только прийдя к компромиссу, общество сможет противостоять общему врагу и спасти свой дом. |
Деепричастный оборот.
А. Толстой считает, что гражданам одной страны необходимо объединяться во время военных действий ЗПТ так, как только вместе они смогут помочь своему отечеству. |
Запятая стоит не на месте.
Один в поле никогда не будет воином, поэтому иногда лучше пренебречь своими взглядами и своим эго, ради достижения общей цели. |
Необособленное обстоятельство.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Каждый участник дебат высказывает свою точку зрения по поводу военных действий страны. |
участник дебатОВ
невозможно ни помочь своей стране, ни своей родине. |
Нарушение в построении предложения с однородными членами: повторяющийся союз НИ... НИ должен относиться к однородным словам. В данном случае так: невозможно помочь ни своей стране, ни своей родине.
Эпизод о упрямых редакторов противопоставляется фрагменту, в котором показан разговор Антоши, получившему отдел военной цензуры, с заведующий отделом печати. |
ОБ упрямых редакторАХ
получившЕГО
с заведующиМ
Эпизод о разногласиях редакторах |
редакторОВ
каким его приставлял Антошка: « бича свободной прессы, но…не хрипел, и не рычал басом, и ничего не готовился давить и пресекать…» |
Цитата некорректно встроена в текст.
Полковник Солнцев не спорил с Антошой Арнольдовичем и не навязывал ему своё мнение, потому что для него это не имеет значение. |
прийдя |
Неверное образование формы деепричастия. Правильно: придя.
Эпизод о разногласиях редакторах противопоставляется фрагменту о разговоре Антоши и Солнцева, являясь примерами - иллюстрациями, которые позволяет читателю глубже постичь авторский замысел. |
Подлежащее — эпизод, именно к нему относится деепричастный оборот, эпизод не может являться примерАМИ.
которых волнует только собственная жизнь и собственное эго |
Подлежащих два, необходимо множественное число.
Чаще всего люди идут на компромисс, когда чувствуют, что без него они или их семьи находятся в опасности. |
Тут требуется глагол в будущем времени.
Но все их бытовые ссоры сходят на нет, когда начинается сражение, где каждый был готов прислушаться и помочь другому, несмотря на личные обиды. |
Видо-временная несоотнесенность.
Главный герой понимает, что война не знает жалости, поэтому делает всё возможное, включая то, что прислушивается к мнению неприятного ему человека, ради успешного завершения операции. |
Некорректное построение сложного предложения. Корректно: в том числе прислушивается...
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Эпизод о упрямых редакторов противопоставляется фрагменту, в котором показан разговор Антоши, получившему отдел военной цензуры, с заведующий отделом печати. |
Что значит «получившему отдел»?.. В тексте сказано, что ему поручили отдел. Возможно: возглавившего отдел
Первоначальная его цель - успокоить и обезопасить Россию |
Как можно успокоить Россию, если речь о внутренней политике, а не международной? Обезопасить в данном контексте тоже, кстати, не вполне уместно.
общество сможет противостоять общему врагу и спасти свой дом. |
У общества нет дома.
Оба примера раскрывают проблему общества во время опасных событий. |
Какую проблему общества раскрывают примеры? Некорректно, можно, например, так: проблему социальной солидарности
Один в поле никогда не будет воином |
Вы разрушаете фразеологизм, этого нельзя делать.
человек должен идти на уступки, если хочет достичь общей цели. |
У одного человека не может быть общей цели, корректно говорить о множестве людей: люди должны идти на уступки, если хотят достичь общей цели.
Чаще всего люди идут на компромисс, когда чувствуют, что без него они или их семьи находятся в опасности. |
Некорректное построение предложения. Возможно так: Чаще всего люди идут на компромисс, когда чувствуют, что им или их семьям угрожает опасность.
Размышляя об этом, я вспомнила произведение Ю. В. Бондарева «Горячий снег», в котором нас сначала знакомят с солдатами, с их буднями, раскрывая конфликты между ними: ревность, недопонимание, зависть. |
Раскрыть конфликты нельзя, необходимо вставить какое-то слово, например: раскрыть суть конфликта.
Некорректное употребление однородных членов и обобщающего слова. Сами по себе ревность, недопонимание, зависть — не конфликты, а причины конфликтов.
Предложение нуждается в корректировке: Размышляя об этом, я вспомнила произведение Ю. В. Бондарева «Горячий снег», в нем рассказывается о жизни солдат и о конфликтах между ними, причинами которых были ревность, недопонимание, зависть.
ведь у каждого человека одной страны одинаковая цель - спасти свою родину. |
Люди одной страны имеют название — это граждане (можно жители). Корректно: у всех граждан одной страны общая цель...
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Полковник Солнцев не спорил с Антошой Арнольдовичем |
Автор называет героя Антошкой Арнольдовым. Это имя и фамилия. Нельзя менять форму имени.
Лиза, вам пока не очень удается сочинение. Мысли вы формулируете неграмотно, отчего их сложно понять. Очень большое количество грамматических и речевых ошибок свидетельствует о слабом владении письменной речью. С логикой тоже не все хорошо, так как ваши пояснения не коррелируют с примерами. Как минимум, я рекомендую вам писать намного лаконичнее, так можно будет избежать части ошибок. Старайтесь сочетать все слова как грамматически, так и по смыслу, уделите серьезное внимание этой проблеме. Удачи в подготовке к экзаменам!