Запомни!
Проблема утраченных возможностей
-
Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
(3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева.
— (6)Сережа, можно тебя на минутку?
(7)Я вышел в коридор.
— (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
(9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
— Зачем?
— (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
(15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
(17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
— (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
— (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
(23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
(27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
— (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
— (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
(33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
— (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
(35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
(43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину)
Раскрывая проблему, автор от лица рассказчика повествует о своей однокласснице Жене, которая по окончании школы призналась герою в своей симпатии. Хотя рассказчик, вспоминая о ней, говорит: «Между нами никогда не было дружеской близости”, тем не менее его охватило ощущение “какой-то досадной и грустной утраты». Данным примером прозаик показывает, как молодой человек из-за своей неопытности и невнимательности не заметил нежных чувств девушки и, спустя время, продолжал сожалеть об этом, как о чем-то упущенном и невосполнимом.
Далее автор с грустью пишет, что герой по окончании войны, зная о смерти Жени, не мог не прийти к Большому театру на то свидание, о котором мечтала девушка. Он вдруг “почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече”. Ему захотелось «на миг остановить время», чтобы исправить «слепоту своей юношеской души» и вернуть то, что «могло бы стать судьбой”. Этими словами Ю. М. Нагибин дает понять, как тяжело переживает герой, не разглядевший в свое время робкой девичьей любви и потерявший возможность по-другому распорядиться судьбой.
Эти примеры, дополняя друг друга, приводят читателя к выводу: то, что даётся человеку по судьбе, из-за легкомыслия легко упустить , но назад ничего нельзя не вернуть, и это осознание останется тяжелым грузом на душе человека.
Исходя из вышеизложенного, можно определить позицию автора: утраченные возможности негативно влияют на жизнь человека, заставляют горько сожалеть о безвозвратно потерянном.
Я полностью согласна с мнением писателя. Действительно, мы порой в суете упускаем время и возможность сделать доброе дело, проявить внимание к окружающим людям, чем-то помочь им. Наши близкие уходят из жизни, и мы сожалеем о том, что не смогли в полной мере проявить к ним свою заботу и любовь . Справедливо гласит пословица: “Что имеем не храним, потерявши – плачем”.
В заключение хочется сказать, что Ю.М. Нагибин призывает нас, читателей, быть чуткими и внимательными к людям, чтобы впоследствии не испытывать горечи об утраченном.
Здравствуйте, Галина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами противоречит анализу:
Эти примеры, дополняя друг друга, приводят читателя к выводу: то, что даётся человеку по судьбе, из-за легкомыслия легко упустить , но назад ничего нельзя не вернуть, и это осознание останется тяжелым грузом на душе человека.
Можно упустить возможность, но это останется тяжким грузом. Разве это дополнение?..
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Данным примером прозаик показывает, как молодой человек из-за своей неопытности и невнимательности не заметил нежных чувств девушки и, спустя время, продолжал сожалеть об этом, как о чем-то упущенном и невосполнимом. |
Спустя время — необособленное обстоятельство.
Оборот с как — не сравнительный, запятой не выделяется.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Хотя рассказчик, вспоминая о ней, говорит: «Между нами никогда не было дружеской близости”, тем не менее его охватило ощущение “какой-то досадной и грустной утраты». |
Видо-временная несоотнесенность.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
то, что даётся человеку по судьбе, из-за легкомыслия легко упустить, но назад ничего нельзя не вернуть, и это осознание останется тяжелым грузом на душе человека. |
Дается по судьбе — некорректное выражение. Корректно: судьбой.
Далее лексический повтор и повтор однокоренных слов.
Назад ничего нельзя не вернуть — во-первых, вернуть назад — плеоназм, во-вторых, у вас какое-то из слов лишнее: либо нельзя, либо не.
Исходя из вышеизложенного |
Стилистически неуместный оборот.
Наши близкие уходят из жизни, и мы сожалеем о том, что не смогли в полной мере проявить к ним свою заботу и любовь . |
Некорректное употребление дополнения к ним.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Раскрывая проблему, автор от лица рассказчика повествует о своей однокласснице Жене |
Вам точно известно, что автор повествует о своей однокласснице?.. У вас написано именно об однокласснице автора, а не рассказчика.
Галина, вы написали неплохое сочинение, рекомендую усилить работу над речевыми ошибками, и тогда вы сможете претендовать на максимальный балл.