Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема утраченных возможностей

  • Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности
    (1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
    (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
    (5)В класс заглянула Женя Румянцева.
    — (6)Сережа, можно тебя на минутку?
    (7)Я вышел в коридор.
    — (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
    (9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
    — Зачем?
    — (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
    (12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
    (15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
    (17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
    — (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
    — (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
    (23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
    (27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
    — (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
    — (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
    (33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
    — Где же и когда мы встретимся?
    — (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
    (35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
    (40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
    (43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.  

    (По Ю.М. Нагибину)

23.03.2022 21:48:45
Автор: Галина Карпова

Как влияют  утраченные возможности на нашу жизнь? Вот над этим вопросом размышляет в предложенном для анализа тексте Юрий Маркович Нагибин.
Раскрывая проблему, автор от лица рассказчика повествует о своей однокласснице Жене, которая  по окончании школы призналась герою в своей симпатии. Хотя рассказчик, вспоминая о ней,  говорит: «Между нами никогда не было дружеской близости”, тем не менее его охватило ощущение “какой-то досадной и грустной утраты». Данным примером прозаик показывает, как  молодой человек   из-за своей неопытности и невнимательности не заметил нежных чувств девушки и, спустя время, продолжал сожалеть об этом, как о чем-то упущенном и невосполнимом.
Далее   автор с грустью пишет, что герой по окончании войны, зная о смерти Жени, не мог не прийти к Большому театру на то свидание, о котором мечтала девушка. Он вдруг “почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече”. Ему захотелось  «на миг остановить время», чтобы исправить «слепоту своей юношеской души» и вернуть то,  что «могло бы стать судьбой”. Этими словами Ю. М. Нагибин дает понять, как тяжело переживает  герой, не разглядевший  в свое время робкой девичьей любви и потерявший возможность по-другому распорядиться судьбой.
Эти примеры, дополняя друг друга, приводят читателя к выводу: то, что даётся человеку по судьбе,  из-за легкомыслия легко упустить , но назад  ничего нельзя не вернуть, и это  осознание останется тяжелым грузом на душе человека.
Исходя из вышеизложенного,  можно определить позицию автора: утраченные возможности  негативно влияют на жизнь человека, заставляют   горько сожалеть о безвозвратно потерянном.
Я полностью согласна с мнением писателя. Действительно, мы порой  в суете упускаем  время и возможность сделать доброе дело, проявить внимание к окружающим людям,  чем-то помочь  им.  Наши близкие   уходят из жизни, и мы сожалеем о том, что   не смогли в полной мере проявить  к ним свою заботу и любовь . Справедливо  гласит пословица: “Что имеем не храним, потерявши – плачем”.
В заключение хочется сказать, что Ю.М. Нагибин призывает нас, читателей, быть чуткими и внимательными к людям, чтобы впоследствии не испытывать горечи об утраченном.


Количество слов - 311

Здравствуйте, Галина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами противоречит анализу:

Эти примеры, дополняя друг друга, приводят читателя к выводу: то, что даётся человеку по судьбе,  из-за легкомыслия легко упустить , но назад  ничего нельзя не вернуть, и это  осознание останется тяжелым грузом на душе человека.

Можно упустить возможность, но это останется тяжким грузом. Разве это дополнение?..

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Данным примером прозаик показывает, как  молодой человек   из-за своей неопытности и невнимательности не заметил нежных чувств девушки и, спустя время, продолжал сожалеть об этом, как о чем-то упущенном и невосполнимом.

Спустя время — необособленное обстоятельство.

Оборот с как — не сравнительный, запятой не выделяется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Хотя рассказчик, вспоминая о ней,  говорит: «Между нами никогда не было дружеской близости”, тем не менее его охватило ощущение “какой-то досадной и грустной утраты».

Видо-временная несоотнесенность.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

то, что даётся человеку по судьбе,  из-за легкомыслия легко упустить, но назад  ничего нельзя не вернуть, и это  осознание останется тяжелым грузом на душе человека.

Дается по судьбе — некорректное выражение. Корректно: судьбой.

Далее лексический повтор и повтор однокоренных слов.

Назад ничего нельзя не вернуть — во-первых, вернуть назад — плеоназм, во-вторых, у вас какое-то из слов лишнее: либо нельзя, либо не.

Исходя из вышеизложенного

Стилистически неуместный оборот.

Наши близкие   уходят из жизни, и мы сожалеем о том, что   не смогли в полной мере проявить  к ним свою заботу и любовь .

Некорректное употребление дополнения к ним.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Раскрывая проблему, автор от лица рассказчика повествует о своей однокласснице Жене

Вам точно известно, что автор повествует о своей однокласснице?.. У вас написано именно об однокласснице автора, а не рассказчика.

Галина, вы написали неплохое сочинение, рекомендую усилить работу над речевыми ошибками, и тогда вы сможете претендовать на максимальный балл.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку