Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема взаимоотношения людей во время войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
20.03.2022 22:43:20
Автор: Никита Елисеев

Как люди относятся друг к другу во время войны? Таким проблемным вопросом задаешься, прочитав текст К.Г. Паустовского.

Размышляя над поставленной проблемой, автор обращается к моменту, когда раненые на фронте бойцы, скрывая боль, успокаивали женщин, пришедших на Брестский вокзал, чтобы передать раненым еду и папиросы. Этим примером автор показывает, что знакомые люди в тяжелые моменты сплочаются и заботятся не только о себе, но и о близких. Помимо этого автор повествует о том, как погибающий румын вместо того, чтобы попросить воды или попробовать связаться с родными, признался в том, что он тоже славянин и назвал дежурившего кондуктора братом.  Этот эпизод демонстрирует, что во время войны даже незнакомые люди единятся и становятся "братьями". Приводя дополняющие друг-друга примеры автор показывает как люди объединяются в тяжелых ситуациях.

Позиция автора ясна, К.Г. Паустовский считает, что простые люди заботятся не только о себе во время войны. Они боятся за родных, всячески пытаются  помочь близким и сплочаются c незнакомым товарищам-фронтовикам.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, такие тяжелые события, как война, объединяют. Существует немало произведений подтверждающих моя позицию. Например, произведение "Судьба человека", в котором Андрею Соколову за храбрость в плену дали хлеб и сало, которые, несмотря на голод и тяжелые работы, он разделил с  другими пленными поровну.

Во время войны люди сплочаются и даже незнакомцы готовы помогать друг-другу.
Количество слов - 211

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована формально. В анализе связи недостаточно сформулировать кратко общую мысль, надо показать роль каждого из примера, суть их логической связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Позиция автора ясна, К.Г. Паустовский считает, что простые люди заботятся не только о себе во время войны. Они боятся за родных, всячески пытаются  помочь близким и сплочаются c незнакомым товарищам-фронтовикам.

Обратите внимание, что вы говорите о помощи чужим людям и тут же — о помощи близким. Для чего нужны эти факты в позиции автора? Если вы как-то противопоставляете факты, то надо для этого использовать соответствующие речевые средства, чтобы логически ваши высказывания были связаны.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Как люди относятся друг к другу во время войны?

простые люди заботятся не только о себе во время войны.

Если судить по вашему тексту, получается, что в мирное время все люди заботятся только о себе. Так?.. Это неверно. Если же вы имели в виду, что во время войны примеров бескорыстной помощи незнакомым людям намного больше, надо было именно это подчеркнуть.

Этим примером автор показывает, что знакомые люди в тяжелые моменты сплочаются и заботятся не только о себе, но и о близких.

Видимо, имелось в виду НЕзнакомые?.. Близкие — в каком смысле? Традиционно близкие = родные.

c незнакомым товарищам-фронтовикам

А тут товарищи в каком смысле употреблено? Как может быть незнакомый товарищ?

Во время войны люди сплочаются и даже незнакомцы готовы помогать друг-другу.

В заключении вы просто повторяете главную мысль всего сочинения. Желательно таких повторов избегать.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Приводя дополняющие друг-друга примеры

готовы помогать друг-другу

Это сочетание пишется раздельно

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Помимо этого автор повествует о том, как погибающий румын вместо того, чтобы попросить воды или попробовать связаться с родными, признался в том, что он тоже славянин ЗПТ и назвал дежурившего кондуктора братом.

Конец придаточного предложения

Приводя дополняющие друг-друга примеры ЗПТ автор показывает ЗПТ как люди объединяются в тяжелых ситуациях.

Первая запятая — деепричастный оборот, вторая — придаточное предложение

Позиция автора ясна, К.Г. Паустовский считает, что простые люди заботятся не только о себе во время войны.

Вместо отмеченной запятой уместнее поставить двоеточие, так как вторая часть бессоюзного предложения поясняет смысл первой и между ними можно вставить а именно. Негрубая ошибка, на баллы не влияет.

Существует немало произведений ЗПТ подтверждающих моя позицию.

Причастный оборот

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Они боятся за родных, всячески пытаются  помочь близким и сплочаются c незнакомым товарищам-фронтовикам.

Неверное образование формы слова, корректно: сплачиваются

Далее, видимо, опечатка, похожая на грамматическую ошибку. Корректно: незнакомыми товарищами-фронтовиками.

незнакомые люди единятся

Неверное образование формы слова, корректно: объединяются, чувствуют единение

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

погибающий румын

Он не румын, он австриец

Никита, вам стоит поработать над анализом связи, это не такой формальный элемент сочинения, как кажется, а также над логикой. Обратите внимание, что при упоминании литературного произведения рекомендуется указывать автора. И последите за пунктуационными ошибками. Удачи в подготовке к экзаменам!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку