Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема мысли

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
27.02.2022 22:10:48
Автор: Арина Роскостова

  Какую роль играют мысли в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Л. Толстой в предложенном для анализа тексте.
  Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор рассуждает о взаимосвязи мыслей и совести. Он пишет о ценности силы мысли для человека, ведь благодаря ей появляется умение различать «что хорошо и что дурно», приходит понимание и осознание целей в жизни. Этим примером писатель показывает, что мысли в жизни людей играют роль самопознания, помогают выстроить собственное мировоззрение, но познать себя человек может лишь тогда, когда его жизнь осознана.
  Далее Л. Толстой пишет о том, как мысли помогают справиться с жизненными трудностями. «Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды», то есть, умение мыслить оказывает воздействие на восприятие человека, способствует спокойному отношению к сложным ситуациям.
  Оба примера, дополняя друг друга, показывают, какую большую роль играют мысли в жизни человека. Человек, способный рассуждать, может анализировать свои поступки и оценивать их.
  Позиция автора понятна. Л. Толстой считает, что умение мыслить оказывает только положительное влияние на людей, способствует переменам и рациональному мышлению.
  Я согласна с мнением автора. Мысли в жизни человека играют значимую роль. Разумное размышление о тех или иных вещах, поступках и действиях делает человека умнее и помогает на всём его жизненном пути.
  Конечно, рациональное мышление играет значимую роль в жизни людей. Оно затрагивает как некоторые сферы жизни человека, так и может влиять на его судьбу.
Количество слов - 221

Здравствуйте, Арина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.

Какую роль играют мысли в жизни человека?

Тут корректнее было сказать мышление.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснение понять, увы, невозможно. Нагромождение однокоренных слов.

Этим примером писатель показывает, что мысли в жизни людей играют роль самопознания, помогают выстроить собственное мировоззрение, но познать себя человек может лишь тогда, когда его жизнь осознана.

Выражайтесь яснее.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, какую большую роль играют мысли в жизни человека. Человек, способный рассуждать, может анализировать свои поступки и оценивать их.

Не показано значение второго примера. Выделенная фраза, кажется, относится только к первому. Неубедительно доказана связь дополнение.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

умение мыслить оказывает только положительное влияние на людей, способствует переменам и рациональному мышлению.

Каким именно переменам?..

Мысли в жизни человека играют значимую роль.

рациональное мышление играет значимую роль в жизни людей

Повторы

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь характеризуется бедностью словаря, однотипностью синтаксических конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

но познать себя человек может лишь тогда, когда его жизнь осознана.

осознанна — это краткое прилагательное

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Он пишет о ценности силы мысли для человека, ведь благодаря ей появляется умение различать ЗПТ «что хорошо и что дурно», приходит понимание и осознание целей в жизни.

Сложноподчиненное предложение, знаки при таких цитатах ставятся такие же, как в обычном предложении.

то есть, умение мыслить оказывает воздействие на восприятие человека, способствует спокойному отношению к сложным ситуациям.

То есть — союз и не обособляется

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Оно затрагивает как некоторые сферы жизни человека, так и может влиять на его судьбу.

Нарушение построения предложения с союзом и однородными членами (задание 8 ЕГЭ!)

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Этим примером писатель показывает, что мысли в жизни людей играют роль самопознания, помогают выстроить собственное мировоззрение, но познать себя человек может лишь тогда, когда его жизнь осознана.

Повторы

мысли в жизни людей играют роль самопознания

Нет такой роли — самопознание. Корректно: мышление способствуют самопознанию.

Разумное размышление

Тавтология

Оно затрагивает как некоторые сферы жизни человека, так и может влиять на его судьбу.

Некорректно такое предложение. Союз выбран неверно. Логичнее было не только... но и.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Арина, немного сумбурное получилось сочинение вам не хватило словарного запаса, чтобы четко выразить мысли. Много повторов и неправильного словоупотребления. В любом случае более глубоко анализируйте связь примеров (и помните, что существует не только дополнение, в любом тексте, как правило, можно найти разные способы связи). Свою позицию обязательно надо доказывать иллюстративным примером, общих слов недостаточно. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку