Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Проблема патриотизма
-
Текст: К. Паустовский. Базарный Сызган(1)Базарный Сызган. (2)Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. (3)Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. (4)Была вьюга. (5)К утру поезд сплошь залепило снегом. (6)Я пошел со своим соседом по вагону, добродушным увальнем Николашей Рудневым, студентом Петровской сельскохозяйственной академии, в вокзальный буфет купить баранок.
(7)Как всегда после вьюги, воздух был пронзительно чист и крепок. (8)В буфете было пусто. (9)Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеенкой. (10)Около двери висел плакат, изображавший горного козла на снеговых вершинах Кавказа. (11)Под козлом было написано: «Пейте коньяк Сараджева». (12)Пахло горелым луком и кофе.
(13)Курносая девушка в фартуке поверх кацавейки сидела, пригорюнившись, за столиком и смотрела на мальчика с землистым лицом. (14)Шея у мальчика была длинная, прозрачная и истертая до крови воротом армяка. (15)Редкие льняные волосы падали на лоб.
(16)Мальчик, поджав под стол ноги в оттаявших опорках, пил чай из глиняной кружки. (17)Он отламывал от ломтя ржаного хлеба большие куски, потом собирал со стола крошки и высыпал их себе в рот.
(18)Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. (19)За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар.
(20)Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армяке и сказала:
– Я его всегда кормлю. (21)От себя, а не от буфета. (22)Он милостыней питается. (23)По поездам, по вагонам.
(24)Мальчик выпил чай, перевернул кружку, встал, перекрестился на рекламу сараджевского коньяка, неестественно вытянулся и, глядя остановившимися глазами за широкое вокзальное окно, запел. (25)Пел он, очевидно, чтобы отблагодарить сердобольную девушку. (26)Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. (27)Из слов его песни я запомнил очень немного.
...(28)Схоронил ее
во сыром бору,
во сыром бору
под колодою,
под колодою,
под дубовою...
(29)Я невольно перевел взгляд туда, куда смотрел мальчик. (30)Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. (31)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (32)Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.
(33)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.
(34)С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы и за их суровость. (35)Она была сродни таким знакомым вещам, как ключевая вода, лукошко из лыка или невзрачные цветы картошки.
(36)Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. (37)Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. (38)Александр Блок написал в давние тяжелые годы:
(39)Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
(40)Блок был прав, конечно. (41)Особенно в своем сравнении. (42)Потому что нет ничего человечнее слез от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце. (43)И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.
(44)В те годы, во время службы моей на санитарном поезде, я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. (45)Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. (46)От этого было очень уверенно на душе. (47)Даже война не бросала никакой тревожной тени на эту уверенность. (48)«Велик Бог земли русской, – любил говорить Николаша Руднев. – (49)Велик гений русского народа! (50)Никто не сможет согнуть нас в бараний рог. (51)Будущее – за нами!»
(52)Я соглашался с Рудневым. (53)В те годы Россия предстала передо мной только в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. (54)Впервые я увидел многие русские города и фабричные посады, и все они слились своими общими чертами в моем сознании и оставили после себя любовь к тому типичному, чем они были наполнены.
(К.Г. Паустовский)
Рассуждая о проблеме, автор описывает беспризорного мальчика "с землистым лицом", который не имеет дома, а питается "милостыней". Герой-рассказчик обращает внимание на тоску в глазах ребёнка - тоску "по такой вот косой избе, которой у него нет", "по запаху горячего ржаного хлеба". Это свидетельствует о том, что некоторым людям для счастья нужно лишь место, которое они могли бы назвать домом.
Далее К. Г. Паустовский вспоминает стихотворение А. А. Блока, в котором поэт пишет о любви к родине, "что так сильно и сладко разрывает сердце". "Чувство своей страны" дарит нам радость и "наполняет нас великим интересом ко всему". На этом примере мы видим, что человек, который дорожит Отечеством, всегда полон разных положительных эмоций.
Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что любовь к месту, в котором ты родился и вырос, - одна из главных составляющих счастья.
Авторская позиция понятна. К. Г. Паустовский считает, что для поддержания духа и характера важно дорожить как своей страной, так и малой родиной.
Я согласна с мнением писателя и тоже думаю, что любовь к Отечеству положительно влияет на человека. Вспомним поэму М. Ю. Лермонтова "Мцыри". В поисках свободы главный герой произведения сбегает из монастыря и отправляется домой, на Кавказ. Счастье, в понимании Мцыри, заключается в возвращении на родину.
Прочитав текст К. Г. Паустовского, я поняла, что любовь к дому и своей стране - настоящий источник положительных эмоций.
Здравствуйте, Ева!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована.
Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что любовь к месту, в котором ты родился и вырос, - одна из главных составляющих счастья. |
Ева, тут у вас уязвимое место: хорошо бы выполнить разводку примеров. Хотя оба они — про места, где ты вырос, формально все верно, но один про дом, а второй — про Родину. Можно было написать:
Они показывают, что любовь к месту, в котором ты родился и вырос — и к отчему дому, и к Отечеству, — одна из главных составляющих счастья.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 баллов.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балл.
К. Г. Паустовский считает, что для поддержания духа и характера важно дорожить как своей страной, так и малой родиной. |
Поддерживать дух можно, а вот характер — уже нет.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ева, вы, как всегда, на высоте! Можно только пожелать удачи такой усердной выпускнице!