Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема силы мысли

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
25.02.2022 19:02:15
Автор: Ева Гладышева

Чем важна для человека способность мыслить? Над этим вопросом размышляет Л. Н. Толстой в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор пишет о том, что умение думать и анализировать помогает человеку понять, "зачем он живёт". Из усилия мысли рождается "сознание того голоса бога, который живёт внутри нас", то есть совесть, без которой нельзя узнать, что "должно и что не должно делать". На этом примере мы видим, что без способности думать наша жизнь стала бы бессмысленной и пустой.

Далее Л. Н. Толстой заостряет внимание читателя на том, что люди, умеющие рассуждать, быстрее приходят к истине и проще переживают трудности: "Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды". По мнению автора, важно уметь "смотреть прямо в глаза" неприятностям, а не избегать их. Это свидетельствует о том, что правильное использование умственных способностей помогает справляться с проблемами и не отчаиваться перед лицом трудностей.

Дополняя друг друга, примеры указывают на ценность мысли, направляющей и сопровождающей человека на его жизненном пути.

Позиция автора понятна. Он считает, что без умения думать, рассуждать и анализировать невозможно развитие и существование личности.

Я согласна с мнением Л. Н. Толстого и тоже считаю, что для человека нет ничего важнее, нужнее и дороже усилия мысли. Вспомним антиутопию Дж. Оруэлла "1984". Чтобы подчинить себе волю человека, подавить его силу духа, правительство вымышленного государства ограничивает свободу слова и организует деятельность "полиции мыслей". Жестокая система, ограничивающая умственную деятельность жителей Океании, превратила их в безвольную, глупую массу людей.

Прочитав текст Л. Н. Толстого, я поняла, что умение мыслить - это важная, необходимая для благополучного существования способность, поддержание которой способствует самосовершенствованию и развитию личности.
Количество слов - 260

Здравствуйте, Ева!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пояснение засчитываю с натяжкой.

Рассуждая о проблеме, автор пишет о том, что умение думать и анализировать помогает человеку понять, "зачем он живёт". Из усилия мысли рождается "сознание того голоса бога, который живёт внутри нас", то есть совесть, без которой нельзя узнать, что "должно и что не должно делать". На этом примере мы видим, что без способности думать наша жизнь стала бы бессмысленной и пустой.

Ваше пояснение соотносится в основном с первой частью примера, а вот отсутствие совести само по себе вряд ли сделает жизнь бессмысленной и пустой, бывает даже наоборот...

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Связь между примерами указана, проанализирована.

Тоже зачет с натяжкой. Второй пример в анализе плохо отражен. Смотрите, как можно доработать:

Дополняя друг друга, примеры указывают на ценность мысли (микровывод), направляющей человека на его жизненном пути (1. про совесть) и предостерегающей от ошибок (2. про трудности).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Он считает, что без умения думать, рассуждать и анализировать невозможно развитие и существование личности.

Логический недочет: во-первых, личность сначала существует, а потом развивается, то есть порядок другой. Во-вторых, существование, как мне кажется, можно опустить вовсе, так как скорее подразумевается личность как человек, а существовать бессмысленно вполне возможно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

свободу слова и организует деятельность "полиции мыслей". Жестокая система, ограничивающая умственную деятельность жителей Океании,

Повтор

для благополучного существования способность, поддержание которой способствует самосовершенствованию и развитию личности.

Повтор однокоренных слов

Самосовершенствование и развитие — фактически одно и то же.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ева, вы отлично справляетесь с сочинением, чуть-чуть поточнее надо увязать все элементы и последить за повторами, и 25 баллов ваши! Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку