Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема способности мыслить
-
Текст: Л. Толстой. О способности мыслить(1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
(5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
(7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
(10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
(14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
(18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
(21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
(22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
(25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
(27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
(31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
(По Л.Н. Толстому)
Рассуждая о проблеме, автор пишет о том, что «только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым». Также автор подчёркивает, что если «в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями». Этот пример показывает, что сила мысли может изменить человека и помочь ему бороться с трудностями.
Однако Л. Толстой пишет о том, что если человек не мог мыслить: «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно». Этим примеров автор хочет донести до нас информацию, что «нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить».
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что люди должны думать всегда и эта способность для них останется самой важной в жизни.
Авторская позиция понятна. Л. Толстой считает, что способность мыслить позволяет нам не только стать лучше, но и побороться с трудностями, легче их пережить.
С мнением автора нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что умение размышлять помогут человеку в будущем преодолеть тяготы жизни и стать лучше. Не могу не вспомнить роман И. С. Тургенева "Отцы и дети", где отсутствие самостоятельно мыслить подрывает отношения Аркадия Кирсанова и его отца. Попав под влияние нигилиста Евгения Базарова, молодой человек отвергает все нравственные ценности, искусство, любовь, природу.
Таким образом, прочитав текст Л. Толстого можно сделать вывод, что способность мыслить является важным умением в жизни человека, ведь именно оно помогает принимать правильные решения.
Здравствуйте, Кристина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Этим примеров автор хочет донести до нас информацию, что «нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить». |
Вы отвечаете на вопрос: как способность мыслить может повлиять на человека? Примеры должны помогать раскрывать эту тему. Кроме того, пояснения как такового нет, потому что у вас только цитаты.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована недостаточно. Необходимо указать роль каждого примера и связи. Обратите внимание, что вы связываете примерами союзом однако — это маркер противопоставления. А у вас связь дополнение.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Я тоже считаю, что умение размышлять помогут человеку в будущем преодолеть тяготы жизни и стать лучше. |
Ваш пример не доказывает этот тезис.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
В работе прослеживается нарушение логики и повторы одной и той же мысли.
Рассуждая о проблеме, автор пишет о том, что «только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым». Также автор подчёркивает, что если «в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями». |
Вы повторяете одно и то же.
Л. Толстой считает, что способность мыслить позволяет нам не только стать лучше, но и побороться с трудностями, легче их пережить. С мнением автора нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что умение размышлять помогут человеку в будущем преодолеть тяготы жизни и стать лучше. |
Повторы
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Также автор подчёркивает, что ЗПТ если «в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями». |
Придаточное предложение
Однако Л. Толстой пишет о том, что ЗПТ если человек не мог мыслить: «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. |
Придаточное предложение
Таким образом, прочитав текст Л. Толстого ЗПТ можно сделать вывод, что способность мыслить является важным умением в жизни человека, ведь именно оно помогает принимать правильные решения. |
Деепричастный оборот
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Однако Л. Толстой пишет о том, что если человек не мог мыслить: «если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. |
Части предложения не связаны друг с другом, цитата некорректно встроена в текст.
Я тоже считаю, что умение размышлять помогут человеку в будущем преодолеть тяготы жизни и стать лучше. |
Подлежащее и сказуемое не согласованы друг с другом.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Этим примеров автор хочет донести до нас информацию |
Стилистически неуместное выражение
Не могу не вспомнить роман И. С. Тургенева "Отцы и дети", где отсутствие самостоятельно мыслить подрывает отношения Аркадия Кирсанова и его отца. |
Отсутствие способности мыслить
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Кристина, вам стоит внимательнее отнестись к комментарию и анализу связи. Ваши примеры должны последовательно подводить к авторской позиции, а в тексте должны прослеживаться безупречная логика. Удачи в подготовке к экзаменам!