Запомни!
проблема утешительной лжи
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
Рассуждая над вопросом иллюзорного восприятия действительности, автор показывает, какую важную роль играет поддержка и утешение в жизни человека. С одной стороны, Ипполитовна внушала Евгении Ивановне почти невозможную, мнимую надежду на лучшее. Злосчастные похоронки из штаба могли перепутать писаря «там бумаг страсть сколько… Вот и попутали.», приводила в пример историю, когда мужик вернулся домой без ноги, а через месяц на него пришла похоронка, «сам и получил». Но Евгения Ивановна понимала, что все это пустые надежды и «слушала это просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе». Человеку бывает сложно найти в себе силы смириться со страшным несчастьем, поэтому он как никогда нуждается в поддержке и утешении, пусть и в иллюзорных. С другой стороны, мы видим размышления Нины: героиня вспоминает утешителя Луку из пьесы «На дне», которого все считали жуликом и обманщиком, хотя он единственный пожалел Анну. Нина приходит к выводу, что «страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит». Утешители — это не те, кто пользуется ложью, скрывая истинное положение вещей, а те, кто может найти нужные слова, когда это так необходимо. Второй пример, обобщая первый, структурирует и резюмирует его мысли: подбадривать, призывать не отчаиваться и надеяться на лучшее, прибегая к «спасительной лжи», не всегда плохо, ведь иначе человек может просто не справиться с этим грузом.
Автор утверждает, что в сложных жизненных обстоятельствах человек нуждается не в суровой истине, а в поддержке и сострадании. Жестокая правда может окончательно сломить его.
С позицией автора нельзя не согласиться: иногда действительно лучше закрыться в своем мире, где истинный порядок вещей представлен не в явном виде, а чуть лучше, «предаться утешительству», как это сделала героиня пьесы М. Горького «На дне» Настя. В реальной, окружающей ее действительности нет места настоящей чистой любви, не желая мириться с этим, Настя сотворила себе прошлое, в котором существовало большое и светлое чувство. Созданный мир она выдает за реальный. Лука поддерживает девушку, считает, что она имеет право верить в свои фантазии. Держась за выдуманный мир, Настя смогла сохранить в себе лучшие качества и не опуститься на «дно», как другие жители костылевской ночлежки, которых поглотила сурова реальность.
Важно в первую очередь задумываться о чувствах других. Человеку бывает необходима «утешительная ложь», чтобы пережить трудности.
Здравствуйте, София!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
ПВ: Можно ли оправдать преднамеренный обман? Существует ли ложь во спасение? ПА: в сложных жизненных обстоятельствах человек нуждается не в суровой истине, а в поддержке и сострадании. Жестокая правда может окончательно сломить его. |
Старайтесь давать четкий ответ на поставленный вопрос:
В сложных жизненных обстоятельствах преднамеренный обман/ложь во спасение оправдан(а).
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Автор утверждает |
Старайтесь применительно к художественным текстам не писать так, прямо автор ничего там не утверждал.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Злосчастные похоронки из штаба могли перепутать писаря «там бумаг страсть сколько… Вот и попутали.», |
Нужен какой-то знак перед цитатой.
Точка перед кавычкой не нужна, ведь у вас предложение продолжается.
Но Евгения Ивановна понимала, что все это пустые надежды ЗПТ и «слушала это просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе». |
Конец придаточного предложения.
В реальной, окружающей ее действительности нет места настоящей ЗПТ чистой любви |
Определения однородные, нужна запятая.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
автор показывает, какую важную роль играет поддержка и утешение в жизни человека. |
играЮт
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Второй пример, обобщая первый, структурирует и резюмирует его мысли: подбадривать, призывать не отчаиваться и надеяться на лучшее, прибегая к «спасительной лжи», не всегда плохо, ведь иначе человек может просто не справиться с этим грузом. |
Его мысли — первого примера?..
Этим грузом — ни в этом, ни в предыдущем предложениях речь не идет о грузе, стало быть, и указательное местоимение использовать некорректно.
где истинный порядок вещей представлен не в явном виде, а чуть лучше |
Некорректное противопоставление, явный вид не всегда хуже, стоило написать точнее.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
София, вы написали хорошее, грамотное сочинение, серьезно подошли к анализу. Старайтесь четко сопоставлять проблемный вопрос и позицию автора и обратите внимание на пунктуационные и речевые ошибки. Удачи!