Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема утешительной лжи

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

17.02.2022 12:33:35
Автор: София Маршева

Можно ли оправдать преднамеренный обман? Существует ли ложь во спасение? Именно проблеме утешительной лжи посвящен текст М.В. Глушко.

Рассуждая над вопросом иллюзорного восприятия действительности, автор показывает, какую важную роль играет поддержка и утешение в жизни человека. С одной стороны, Ипполитовна внушала Евгении Ивановне почти невозможную, мнимую надежду на лучшее. Злосчастные похоронки из штаба могли перепутать писаря «там бумаг страсть сколько… Вот и попутали.», приводила в пример историю, когда мужик вернулся домой без ноги, а через месяц на него пришла похоронка, «сам и получил». Но Евгения Ивановна понимала, что все это пустые надежды и «слушала это просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе». Человеку бывает сложно найти в себе силы смириться со страшным несчастьем, поэтому он как никогда нуждается в поддержке и утешении, пусть и в иллюзорных. С другой стороны, мы видим размышления Нины: героиня вспоминает утешителя Луку из пьесы «На дне», которого все считали жуликом и обманщиком, хотя он единственный пожалел Анну. Нина приходит к выводу, что «страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит». Утешители — это не те, кто пользуется ложью, скрывая истинное положение вещей, а те, кто может найти нужные слова, когда это так необходимо. Второй пример, обобщая первый, структурирует и резюмирует его мысли: подбадривать, призывать не отчаиваться и надеяться на лучшее, прибегая к «спасительной лжи», не всегда плохо, ведь иначе человек может просто не справиться с этим грузом.

Автор утверждает, что в сложных жизненных обстоятельствах человек нуждается не в суровой истине, а в поддержке и сострадании. Жестокая правда может окончательно сломить его.

С позицией автора нельзя не согласиться: иногда действительно лучше закрыться в своем мире, где истинный порядок вещей представлен не в явном виде, а чуть лучше, «предаться утешительству», как это сделала героиня пьесы М. Горького «На дне» Настя. В  реальной, окружающей ее действительности нет места настоящей чистой любви, не желая мириться с этим, Настя сотворила себе прошлое, в котором существовало большое и светлое чувство. Созданный мир она выдает за реальный. Лука поддерживает девушку, считает, что она имеет право верить в свои фантазии. Держась за выдуманный мир, Настя смогла сохранить в себе лучшие качества и не опуститься на «дно»,  как  другие жители костылевской ночлежки, которых поглотила сурова реальность.

Важно в первую очередь задумываться о чувствах других. Человеку бывает  необходима «утешительная ложь», чтобы пережить трудности.
Количество слов - 376

Здравствуйте, София!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

ПВ: Можно ли оправдать преднамеренный обман? Существует ли ложь во спасение?

ПА: в сложных жизненных обстоятельствах человек нуждается не в суровой истине, а в поддержке и сострадании. Жестокая правда может окончательно сломить его.

Старайтесь давать четкий ответ на поставленный вопрос:

В сложных жизненных обстоятельствах преднамеренный обман/ложь во спасение оправдан(а).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Автор утверждает

Старайтесь применительно к художественным текстам не писать так, прямо автор ничего там не утверждал.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Злосчастные похоронки из штаба могли перепутать писаря «там бумаг страсть сколько… Вот и попутали,

Нужен какой-то знак перед цитатой.

Точка перед кавычкой не нужна, ведь у вас предложение продолжается.

Но Евгения Ивановна понимала, что все это пустые надежды ЗПТ и «слушала это просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе».

Конец придаточного предложения.

В  реальной, окружающей ее действительности нет места настоящей ЗПТ чистой любви

Определения однородные, нужна запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

автор показывает, какую важную роль играет поддержка и утешение в жизни человека.

играЮт

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Второй пример, обобщая первый, структурирует и резюмирует его мысли: подбадривать, призывать не отчаиваться и надеяться на лучшее, прибегая к «спасительной лжи», не всегда плохо, ведь иначе человек может просто не справиться с этим грузом.

Его мысли — первого примера?..

Этим грузом — ни в этом, ни в предыдущем предложениях речь не идет о грузе, стало быть, и указательное местоимение использовать некорректно.

где истинный порядок вещей представлен не в явном виде, а чуть лучше

Некорректное противопоставление, явный вид не всегда хуже, стоило написать точнее.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

София, вы написали хорошее, грамотное сочинение, серьезно подошли к анализу. Старайтесь четко сопоставлять проблемный вопрос и позицию автора и обратите внимание на пунктуационные и речевые ошибки. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку