Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
В чём заключается материнская любовь?
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Рассуждая о проблеме, автор повествует о матери мальчика, вместе с товарищами совершившего убийство часового. Не представляющая себе жизнь без сына, героиня без колебаний отправляется к коменданту, чтобы предотвратить казнь ребёнка: "Никого вокруг не существовало. Только мой сын. И для того, чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок". Героиню не волновала собственная судьба - ей необходимо было спасти сына. На этом примере мы видим, что материнская любовь выражается в бесстрашии и мужестве, с которыми родитель стремится защитить своего ребёнка.
Далее Ю. Яковлев описывает появление героини на месте казни. Она понимала, что сын не собирался оставлять друзей и готовился принять наказание вместе со всеми. Судьба мальчика теперь зависела от решения женщины, и мама принимает выбор сына, понимая, что "куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек". "Они все мои сыновья", - отвечает она на вопрос о том, кого из четырёх юношей нужно освободить от казни. Этот пример свидетельствует о том, что одно из проявлений родительской любви - уважение выбора ребёнка.
Дополняя друг друга, примеры показывают, что матери готовы на всё ради своих детей, даже если придётся добиться расположения коменданта или принять смерть самого дорогого человека.
Авторская позиция понятна. Ю. Яковлев считает, что материнская любовь заключается в смелости и стойкости, проявляемых как ради спасения своего дитя, так и при принятии его желаний.
Я согласна с позицией автора. Действительно, матери, в трудной ситуации, способны поступать самоотверженно ради счастья своих детей. Так, к примеру, в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары» у восточной красавицы Али рождается девочка с синдромом Дауна. Несмотря на это, женщина не бросает ее, как это делает ее отец, а старается помочь ей адаптироваться в обществе. И даже когда находилась на волоске от смерти из-за смертельной болезни, Аля продолжала думать только о Милочке. Автор хотела нам показать, что на высшую степень самоотверженности способна только материнская любовь.
Прочитав текст Ю. Яковлева, я поняла, что материнская любовь заключается в стремлении защитить детей и дать всё самое лучшее.
Здравствуйте, Арслан!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Стоит уточнить, что дело происходит во время войны.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.
Дополняя друг друга, примеры показывают, что матери готовы на всё ради своих детей, даже если придётся добиться расположения коменданта или принять смерть самого дорогого человека. |
Пример с комендантом стоило сформулировать как-то обобщенно, ведь вы говорите в общем о самоотверженности матерей, а не только этой конкретной. Что касается второго примера, в такой формулировке складывается впечатление, что смерть какого-то другого человека надо принять ради своих детей.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Ю. Яковлев считает, что материнская любовь заключается в смелости и стойкости, проявляемых как ради спасения своего дитя, так и при принятии его желаний. |
Желания — не совсем уместное слово, оно не раскрывает сути, ведь все желания ребенка нельзя принимать, да и нет в этом ничего смелого. Корректнее: принятие нравственного выбора.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Приведенный тезис не соответствует позиции автора, с которой вы соглашаетесь.
Действительно, матери, в трудной ситуации, способны поступать самоотверженно ради счастья своих детей. |
Какого счастья добилась для сына героиня текста Яковлева?
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Судьба мальчика теперь зависела от решения женщины, и мама принимает выбор сына, понимая, что "куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек". |
А кому именно «тяжелее расставаться с жизнью»? Явно не сыну, потому что он расстался с жизнью, не испытав предательства.
Прочитав текст Ю. Яковлева, я поняла, что материнская любовь заключается в стремлении защитить детей и дать всё самое лучшее. |
Вывод также противоречит смыслу текста, героиня не защитила своего сына и все самое лучшее ему не дала.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Действительно, матери, в трудной ситуации, способны поступать самоотверженно ради счастья своих детей. |
Необоснованное обособление обстоятельства.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
ради спасения своего дитя |
Родительный падеж слова дитя — дитяти.
И даже когда находилась на волоске от смерти из-за смертельной болезни, Аля продолжала думать только о Милочке. |
Речевой недочет. В первом предложении отсутствует подлежащее, в данном случае это некорректно. Можно так: И даже находясь на волоске... либо И даже когда Аля находилась... она продолжала думать...
Автор хотела нам показать |
Автор — существительное мужского (не общего) рода, независимо от гендерной принадлежности.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
нужно освободить от казни. |
Лексическая несочетаемость.
ради спасения своего дитя |
Неуместный выбор слова. Дитя уже взрослое и борется с фашистами.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Арслан, подбирайте свой аргумент таким образом, чтобы он соответствовал позиции автора. И учитывайте содержание текста, матери, конечно, хотят счастья своим детям, но в данной ситуации говорить об этом неуместно. Удачи в подготовке к экзаменам!