Запомни!
Почему человеку важна способность мыслить?
-
Текст: Л. Толстой. О способности мыслить(1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
(5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
(7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
(10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
(14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
(18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
(21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
(22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
(25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
(27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
(31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
(По Л.Н. Толстому)
Именно над проблемой значения способности мыслить заставляет задуматься известный русский писатель Л. Н. Толстой.
Рассуждая над вопросом необходимости умения размышлять, автор обращает внимание на действительную пользу способности мыслить. Человек без этого встал бы в один ряд с животными, бесцельно проживающими свою жизнь. Л. Толстой также подчеркивает важность умения мыслить. Люди были бы нравственно "слепы" и не знали, что плохо или хорошо, а эти важнейшие понятия имеют большое значение в жизни каждого. Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть громадное влияние умения размышлять на судьбу человека, потому что всякий, обладающий такой способностью, будет жить с совестью, своеобразным голосом бога в каждом, который решает, что должен делать человек, а что нет.
Автор утверждает, что способность мыслить сильно влияет на жизненный путь, так как благодаря этому умению человек определит нравственные ориентиры и сможет познать истину, которую невозможно забыть.
С мнением автора нельзя не согласиться. Я убеждена, что, размышляя и думая, человек способен изменить свое мировоззрение, стать мудрее. Например, в произведении “Пари” А.П.Чехова юрист, один из главных героев, заключив спор, должен был провести пятнадцать лет в заключении. В начале заточения мужчина страдал от скуки, одиночества, но, оставшись наедине с собой и книгами, он стал совсем другим человеком. Размышляя и принимая мудрость из прочитанного, юрист менял свое мировоззрение. В конце заключения ему уже не нужен был ни выигранный спор, ни деньги. Мужчина стал презирать земные блага и сбежал за несколько часов до окончания пари. Проведя столько лет в одиночестве, размышляя о жизни, юрист пересмотрел свои духовные ценности и отношение к миру. Способность принять мудрость книг, умение мыслить способны изменить человека.
Умение мыслить - важнейшее качество человека, благодаря которому он может избавиться от своих пороков и приобрести нравственные ориентиры.
Здравствуйте, Арслан!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Примеры дублируют друг друга:
Рассуждая над вопросом необходимости умения размышлять, автор обращает внимание на действительную пользу способности мыслить. Человек без этого встал бы в один ряд с животными, бесцельно проживающими свою жизнь. Л. Толстой также подчеркивает важность умения мыслить. |
Взаимосвязь между примерами при незачете одного из них не оценивается.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Без умения размышлять каждый, подобно животным, будет нравственно "слепым" и социально опасным. Человек без этого встал бы в один ряд с животными, бесцельно проживающими свою жизнь. |
То есть все животные социально опасны?..
Животные живут бесцельно?..
Рассуждая над вопросом необходимости умения размышлять, автор обращает внимание на действительную пользу способности мыслить. |
Вторая часть предложения полностью повторяет первую.
Автор утверждает, что способность мыслить сильно влияет на жизненный путь, так как благодаря этому умению человек определит нравственные ориентиры и сможет познать истину, которую невозможно забыть. |
А почему ее невозможно забыть, если она уже определена?.. Нелогичный вывод.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Рассуждая над вопросом |
Рассуждая О / размышляя О/НАД
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
проблемой значения способности мыслить необходимости умения размышлять |
Нанизывание родительных падежей затрудняет восприятие и является речевой ошибкой.
будет жить с совестью |
Корректно: жить по совести
Размышляя и принимая мудрость из прочитанного Способность принять мудрость книг, |
Некорректное выражение.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Арслан, вы постоянно повторяете одно и то же, даже, случается, в одном предложении. Думаю, составление плана сочинения поможет вам. Учтите, что анализ связи предполагает ее логическое обоснование и указание роли каждого примера, а не общие слова. Удачи в подготовке к экзаменам!