Запомни!
проблема влияния войны на судьбы людей
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
Рассуждая над вопросом, автор рассказывает историю Евгении Ивановны, потерявшей самое ценное – семью. Женщина отправила на фронт мужа и сына, ждала их, верила и надеялась до последнего, что они вернутся, но этого не произошло. А письмо из горвоенкомата подтвердило страшные догадки: один погиб, другой пропал без вести. Война разрушила жизнь героини, забрав у нее близких людей. Однако даже среди тех, кому удается остаться в живых после сражений, некоторые возвращаются с серьезными ранениями, травмами, которые никогда не заживут. Ипполитовна, во время разговора с Евгенией Ивановной, вспоминает историю Нюрки Миловановой, муж которой после войны вернулся инвалидом без ноги. После участия в вооруженном конфликте, молодой человек больше не сможет выполнять некоторые виды работы, жить без определенных ограничений, а его здоровье не восстановится. Второй пример дополняет первый, показывая, что кровопролитные сражения, рушат судьбы людей, несут смерть, горе и утраты, которые невозможно возместить.
М. Глушко утверждает, что война – страшное явление, забирающее человеческие жизни и оставляющее неизгладимый след в памяти общества. Жестокость и беспощадность – ее основные спутники.
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что последствия боев сохранятся на много лет вперед. Например, в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" вооруженный конфликт забрал жизни пяти молодых девушек, у каждой из которых были свои мечты, цели и стремления. Никого не пощадила война: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда бежала назад в деревню за помощью, Соню Гурвич зарезали, Галю Четвертак застрелили, Риту Осянину ранили в живот осколком разорвавшейся гранаты, а Женя Комелькова погибла, уводя немцев от раненой Риты и Васкова. Из-за сражений были разрушены судьбы героинь, не успевших насладиться жизнью.
Война – это смерть, потери, боль и жестокость, она лишает жизни людей, забирает близких.
Здравствуйте, Полина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована недостаточно.
Не отражено, как именно один пример дополняет другой.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
После участия в вооруженном конфликте |
Некорректно называть Великую Отечественную войну вооруженным конфликтом.
Война - слово, несущее в себе боль, потери, смерть и страх. Война – это смерть, потери, боль и жестокость |
Не надо повторять во введении и заключении одно и то же.
М. Глушко утверждает, что |
Не вполне корректно говорить автор утверждает, если речи идет о художественном произведении. Автор напрямую там ничего не утверждает.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ипполитовна, во время разговора с Евгенией Ивановной, вспоминает историю |
Необоснованное обособление обстоятельства.
После участия в вооруженном конфликте, молодой человек больше не сможет выполнять некоторые виды работы |
Необоснованное обособление обстоятельства.
Второй пример дополняет первый, показывая, что кровопролитные сражения, рушат судьбы людей |
Запятая стоит между подлежащим и сказуемым.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Рассуждая над вопросом |
Рассуждая О / размышляя О/НАД
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что последствия боев сохранятся на много лет вперед. |
Уместно не будущее, а настоящее время.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Но даже после окончания боев, в мирное время, остаются последствия тех кровопролитий. |
Действие произведения происходит в годы войны.
А письмо из горвоенкомата подтвердило страшные догадки |
В тексте не говорится, что у Евгении Ивановны были страшные догадки.
Полина, вы неплохо справились с сочинением, избегайте повторов мыслей, следите за синонимами (нередко ученики всеми силами стараются заменять одинаковые слова, работают со словарем синонимов, а в итоге получаются некорректные замены), будьте поаккуратнее с пунктуацией. Удачи!