Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема утешения человека при помощи лжи

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

16.02.2022 18:37:32
Автор: Марина Кахарова

Можно ли соврать, чтобы спасти человека от горя? Именно над этой проблемой размышляет М. Глушко в тексте.
     Рассуждая над этим вопросом, автор размышляет об утешении человека в горе. Евгения Ивановна получила от горвоенкомата бумагу, в которой говорилось о смерти её мужа и пропаже сына. Ипполитовна, пытаясь успокоить её, утверждала, что скорее всего бумагу перепутали: « похоронки-то кто пишет? Писаря. А они при штабах, там бумага страсть сколько...Вот и попутали». Евгения Ивановна понимала, что такого быть не может, однако она хотела верить в ошибку писаря, потому что в глубине души все ещё надеялась на это. Когда человек теряет близких, то он примет любую ложь за правду, какой бы она не была, потому что это становится утешением для него. Нина, прочитав эту похоронку, поняла, что никакой ошибки не было, но не хотела врать, чтобы утешить Евгению Ивановну. Ведь если сказать «сладкую» ложь, то у неё возникнет надежда. Однако рано или поздно все раскроется, тогда будет ещё больней узнать истину. Оба примера сравниваются, и показывают, что хотя правильнейших будет сказать правду, чтобы не давать ложную надежду, однако если солгать, то это утешит человека.
    Автор утверждает, что когда у человека горе, то не нужно сразу говорить ему правду, а постепенно, придерживая ее ложью».
     С мнением автора нельзя не согласиться, так как , действительно, если сразу выдать человеку «горькую» правду, то он потеряет всю надежду и впадёт в отчаяние.

     Именно проблеме лжи ради утешения человека говорится в тексте М. Горького «На дне». Главный герой- Лука, лгал жителям ночлежки, нуждавшиеся в человеке, который бы давал им надежды. Странник обещает Анне покой и отдых на том свете, Актеры бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу- вольную жизнь в Сибири. Странник сострадает жителям ночлежки, поэтому помогает им обрести надежду. Он не пытается навязать свои идеи, а просто утешает тех, кто в этом нуждается.
      Нередко, чтобы помочь человеку не впасть в отчаяние, обрести надежду, утешить, необходимо соврать. Но также нельзя забывать и о правде, потому что она рано или поздно всплывет, и от этого будет только хуже. Нужно постепенно выдавать правду, придерживая её ложью.
Количество слов - 338

Здравствуйте, Марина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Когда человек теряет близких, то он примет любую ложь за правду, какой бы она не была,

НИ была

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ипполитовна, пытаясь успокоить её, утверждала, что ЗПТ скорее всего ЗПТ бумагу перепутали: « похоронки-то кто пишет?

Вводное слово

Цитата должна начинаться с большой буквы.

Оба примера сравниваются, и показывают, что ЗПТ хотя правильнейших будет сказать правду, чтобы не давать ложную надежду, однако если солгать, то это утешит человека.

Между однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом, запятая не ставится.

Запятая далее необходима между придаточными предложениями.

Автор утверждает, что когда у человека горе, то не нужно сразу говорить ему правду, а постепенно, придерживая ее ложью».

Нет открывающей кавычки.

Главный герой- Лука, лгал жителям ночлежки

Можно не обособлять такое приложение, но если обособлять, то одинаковыми знаками.

Странник обещает Анне покой и отдых на том свете, Актеры ТИРЕ бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу- вольную жизнь в Сибири.

Тире в неполном предложении.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Рассуждая над этим вопросом

Рассуждая О / размышляя О/НАД

Оба примера сравниваются, и показывают, что хотя правильнейших будет сказать правду, чтобы не давать ложную надежду, однако если солгать, то это утешит человека.

правильнЕЕ

Автор утверждает, что когда у человека горе, то не нужно сразу говорить ему правду, а постепенно, придерживая ее ложью».

Неверный порядок слов. Корректно: нужно не сразу говорить ему правду, а постепенно...

Главный герой- Лука, лгал жителям ночлежки, нуждавшиеся в человеке, который бы давал им надежды.

нуждавшИМСЯ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Именно над этой проблемой размышляет М. Глушко в тексте.
     Рассуждая над этим вопросом, автор размышляет об утешении человека в горе.

Повтор

который бы давал им надежды

надеждУ

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Марина, структуру сочинения ЕГЭ вы знаете неплохо, рекомендую усилить работу над пунктуационными и речевыми ошибками. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку