Запомни!
проблема лжи во благо
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
Рассуждая над этим непростым вопросом, автор знакомит читателя с Евгений Ивановной, которая получила похоронку на мужа, погибшего на войне. Сын женщины пропал без вести. Чтобы утешить Евгению Ивановну, её соседка, Ипполитовна, говорит, что писаря при штабах из-за большого количества бумаг могли по ошибке прислать похоронки. Женщина прекрасно понимает, что это не так, однако она стремится смирить первое горе. Автор даёт понять: чтобы облегчить страдания человека, нужно порой соврать, ведь ложь во благо даёт надежду.
Другая же героиня, Нина, узнав о трагедии «…зажала рот рукой». Она молчала. Конечно, Нина не верила в слова Ипполитовны, но она была согласна с её поступком, ведь «…в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа…» М.В. Глушко показывает, что героиня соглашается с действиями Ипполитовны.
Оба примера дополняют друг друга. При одинаковом отношении к ситуации две героини действуют по-разному: одна сразу начинает приводить примеры, другая же размышляет, но её мысли всё равно приводят к тактике первой женщины.
Автор утверждает, что ложь во благо необходима, чтобы впускать страшную правду постепенно. Человеческая душа хрупка и ранима, и от одноразового удара она может не выдержать.
Я согласна с позицией автора, ведь в трудной жизненной ситуации «святая ложь» помогает легче перенести страдания. В произведении Максима Горького «На дне» странник Лука был единственным человеком, кто пожалел больную Анну. Мужчина понимал, что конец близок, однако до последнего успокаивал женщину, говорил, что умирать не страшно и после смерти она обретёт вечный покой.
Сталкиваясь лицом к лицу с невыносимым горем, человек получает тяжелый удар. Ложь во благо помогает смягчить этот удар, притупить боль. Так важно, чтобы в трудную минуту рядом с человеком оказались хорошие люди, которые смогли бы сказать нужные слова.
Здравствуйте, Ксения!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Автор утверждает, что ложь во благо необходима, чтобы впускать страшную правду постепенно. |
В художественном тексте автор редко когда что-то утверждает. Никакого такого утверждения в тексте нет. Корректно, например: автор дает понять...
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Другая же героиня, Нина, узнав о трагедии ЗПТ «…зажала рот рукой». |
Деепричастный оборот
она стремится смирить первое горе |
Это цитата, авторское выражение, надо поставить кавычки.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Человеческая душа хрупка и ранима, и от одноразового удара она может не выдержать. |
Некорректная метафора. Удар может быть многоразовым?..
Ложь во благо помогает смягчить этот удар, притупить боль. Так важно, чтобы в трудную минуту рядом с человеком оказались хорошие люди, которые смогли бы сказать нужные слова. |
Связь между предложениями вызывает вопросы. Что имелось в виду? Так, важно... (вводное слово) Так важно...! (если не вводное слово, то предложение явно восклицательное) А может быть, так = поэтому?..
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ксения, сочинение у вас хорошее, в наличии все композиционные элементы, пишете вы грамотно. Попробуйте отойти от связи «дополнение» и рассмотреть другие варианты, например, в данном случае может подойти сравнение. Осталось немного отточить формулировки, и максимальный балл вам гарантирован. Удачи!