Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во спасение

  • Текст: М. Глушко. О горечи утраты
    (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
    (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
    —(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
    (4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
    (5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
    —(6)Вот беда-то...
    (7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
    (8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
    —(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
    (13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
    —(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
    (20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
    (21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
    —(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
    (24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
    —(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
    (30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
    (31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
    —(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
    —(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
    (42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
    (46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
    (48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
    —(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
    (54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
    (55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
    (По М.В. Глушко)

16.02.2022 13:14:32
Автор: Алина Денисова

Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? Над этим вопросом человек задумывается постоянно, ведь на него сложно дать однозначный ответ. В разных жизненных ситуациях, он будет отличаться. Например, указать человеку на ошибку или на какое-то его отрицательное качество необходимо, но если нужно утешить или помочь справиться с трудностями, то лучше соврать во благо, чтобы перенести несчастье лучше. Именно проблеме лжи во спасение посвящен текст М. Глушко.
Рассуждая над вопросом о «святой лжи», автор акцентирует внимание на поведение Ипполитовны, которая сразу же начинает утешать Евгению Ивановну, получившую похоронки. Женщина пыталась вселить надежду соседке, что писари могли допустить ошибку: «А они при штабах, там бумаг страсть сколько... Вот и попутали.»  «Святая ложь» Ипполитовны помогает ненадолго утешить Евгению Ивановну.  Также автор обращает внимание на вторую соседку – Нину, которая хоть и не поддерживает женщину, но оправдывает и соглашается с действиями Ипполитовны, считая, что она поступает правильно, ведь «страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит.» Девушка сравнивает Ипполитовну с Лукой, тем самым подтверждает, что в трудные моменты жизни ложь во спасении будет во благо. Оба приведенных примера, дополняя друг друга, показывают важность утешения человека, который в этом нуждается. Отмечаю общие детали в поступке Ипполитовны и мыслях Нины, М. Глушко глубже раскрывает влияние поддержки в трудную минуту.
Автор утверждает, что в жизни каждого человека должны быть «утешители», потому что хрупкая душа не может вынести все сложности жизни, поэтому каждую страшную правду надо поддерживать святой ложью, такой с горем будет справиться гораздо легче.
С мнением автора нельзя не согласиться: в трудную минуту жизни человеку нужна поддержка и утешение, которые помогут перенести все трудности. Читая текст М. Глушко, невольно вспоминаешь пьесу Максима Горького «На дне».  Главный герой произведения Лука попадает в ночлежку, в которой все ее обитатели потеряли веру и надежду на счастливую жизнь. Но страннику удается подобрать к каждому ключик, дать совет, вселить надежду и желание на изменение жизни. Несомненно, что он им лукавит и лжёт во спасение, но Луке удается в жителях ночлежки разбудить надежду на лучшую жизнь, но с его исчезновение все возвращается на свои места, потому что из жизни обитателей «дна» ушел странник, который хоть и врал, но делал это во благо.
Каждый человек нуждается в поддержке, тепле и утешение. «Святая ложь» помогает легче перенести все тяготы и трудности, с которыми сталкиваются люди, поэтому нужно, чтоб в жизни был утешитель, который поможет справиться с горем.
Количество слов - 389

Здравствуйте, Алина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

автор акцентирует внимание на поведение Ипполитовны

Окончание предложного падежа — поведениИ

в трудные моменты жизни ложь во спасении будет во благо

Тут нужен винительный падеж — во спасениЕ

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

В разных жизненных ситуациях, он будет отличаться.

Необособленное обстоятельство.

Вот и попутали.»

не выдержит.»

Обратите внимание, что точка всегда ставится за кавычками.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Например, указать человеку на ошибку или на какое-то его отрицательное качество необходимо, но если нужно утешить или помочь справиться с трудностями, то лучше соврать во благо, чтобы перенести несчастье лучше.

Получается, тот, кто врет, переносит несчастье. А это разные люди. Надо переформулировать вторую часть.

Рассуждая над вопросом

Рассуждая О, размышляя О/НАД

Также автор обращает внимание на вторую соседку – Нину, которая хоть и не поддерживает женщину, но оправдывает и соглашается с действиями Ипполитовны

Нарушения построения предложения с однородными членами: глаголы оправдывает (кого? что?) и соглашается (с кем? с чем?) требуют разного управления. Корректно: оправдывает Ипполитовну и соглашается с ней.

Отмечаю общие детали в поступке Ипполитовны и мыслях Нины, М. Глушко глубже раскрывает влияние поддержки в трудную минуту.

Видимо, это опечатка.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

в трудные моменты жизни ложь во спасении будет во благо.

Тавтология, ложь во спасение УЖЕ так называется, потому что она во благо.

хрупкая душа не может вынести все сложности жизни, поэтому каждую страшную правду надо поддерживать святой ложью, такой с горем будет справиться гораздо легче.

Такой — в смысле ложью?.. Некорректно.

С мнением автора нельзя не согласиться: в трудную минуту жизни человеку нужна поддержка и утешение, которые помогут перенести все трудности.

Повторы        

Например, указать человеку на ошибку или на какое-то его отрицательное качество необходимо, но если нужно утешить или помочь справиться с трудностями, то лучше соврать во благо, чтобы перенести несчастье лучше.
Повторы мысли.
Несомненно, что он им лукавит и лжёт во спасение, но Луке удается в жителях ночлежки разбудить надежду на лучшую жизнь, но с его исчезновение все возвращается на свои места, потому что из жизни обитателей «дна» ушел странник, который хоть и врал, но делал это во благо.

Просто лукавит.

Повторы мысли.

«Святая ложь» помогает легче перенести все тяготы и трудности, с которыми сталкиваются люди, поэтому нужно, чтоб в жизни был утешитель, который поможет справиться с горем.

Снова повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Алина, у вас получилось неплохое сочинение, только не надо так часто повторять одно и то же, особенно в одном предложении. Вы и без этого сможете четко выразить свои мысли. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку