Запомни!
Проблема "святой" лжи
-
Текст: М. Глушко. О горечи утраты(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно.
(2)Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
—(3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в ее сторону.
(5)Нина вышла, раздалась, принялась растапливать плиту и все оглядывалась на Евгению Ивановну — та сидела все так же неподвижно, изредка роняя:
—(6)Вот беда-то...
(7)Свое «Вот беда-то» она проговаривала так обычно и нестрашно, как проговаривают по привычке, когда никакой особенной беды нет, и Нину тревожили не слова, а эта напряженная поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты.
(8)Она чистила картошку, мыла ее, ставила на плиту и все кружила, кружила словами и все думала: где и какая беда, уж не передавали ли чего по радио? (9)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?.. (10)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, в черном оскале блеснули металлические коронки, и задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу:
—(11)Вот тебе и гривенники... (12)Вот и гривенники...
(13)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (14)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда, боясь стукнуть дверью, — во двор, побежала к Ипполитовне.
—(15)Пойдемте к нам. (16)Там тетя Женя чего-то... (17)Сидит... (18)Она вроде не в себе, помешалась. (19)Я боюсь...
(20)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками, Нина поддерживала ее.
(21)Евгения Ивановна все так же сидела лицом к плите и не взглянула на них, только опять выхватила гребенку, раз-другой поскребла по голове.
—(22)Ты чего это, в одеже — с порога окликнула Ипполитовна, а Евгения Ивановна будто и не слышала, только заелозила шершавыми ладонями по клеенке, как будто сметала крошки. (23)Припадая на ноги, Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла ее за руки, потянула к себе.
(24)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращенные к ней слова.
—(25)Сон-то, сон мой вещий — больным, переливчатым голосом выкрикивала Евгения Ивановна, — (26)Мужики мои вон... —(27)Она упала головой на стол, стала перекатываться лбом по клеенке. —(28)Мужа убили!.. (29)А Колюшка, сын — без вести...
(30)Нина зажала рот рукой, увидела, как сразу уменьшилась, осела Ипполитовна, будто растеклась по стулу, и как некрасиво раскрылся ее запавший рот.
(31)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
—(32)Ты погоди, девка... (33)Сразу-то не верь. — (34)Она оглядывалась на Нину, словно ждала подмоги. (35)А Нина стояла, вся съежившись, чувствуя себя почему-то виноватой перед этим горем, и ничем помочь не могла.
—(36)Ты погоди... (37)Похоронки-то кто пишет? (38)Писаря. (39)А они при штабах, там бумаг страсть сколько... (40)Вот и попутали. (41)Вон и Нинка скажет, она грамотная.
(42)Нина молчала. (43)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, гребенка выпала из ее волос, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (44)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (45)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
(46)Нина прочитала. (47)Эта бумага была из горвоенкомата, ней значилось, что, по наведенным справкам, рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(48)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
—(49)Ну, дак что? — и тут нашлась Ипполитовна. —(50)Нюрку Милованову знаешь? (51)Энту, с Кирпичной?.. (52)Пришел мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил... (53)Война большая, сколько людей в ней, кого и попутают...
(54)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, конечно, ничему этому она не верила, смотрела и слушала просто так, для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(55)А Нина думала о Луке из пьесы «На дне», про которого все говорят, что он жулик и вредный утешитель... (56)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну, за это она любила его. (57)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... (58)Даже металл не выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями, металл будет жить долго, до последней усталости... (59)А человеческая душа — не металл, она хрупка и ранима...
(По М.В. Глушко)
Рассуждая над вопросом "святой лжи" автор анализирует поведение двух героинь в момент утешения Евгении Ивановны. Женщине пришли сразу две похоронки: на мужа и сына. Ипполитовна, стараясь поддержать её, говорит о том, что извещения могли быть ошибочными. Она осознанно лжёт, но при этом не преследует никаких корыстных целей. Ипполитовна старается помочь Евгении Ивановне, понимая, что сейчас ей нужна поддержка: "И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая ее святой ложью, иначе душа не выдержит... "Иногда, обманывая, человек пытается сгладить тяжёлую правду, чтобы близким было легче принять её позже. М.Глушко отмечает, что другая героиня-Нина пытается противиться тактике Ипполитовны. Она молчит и лишь слушает женщину. Однако впоследствии всё же соглашается с мыслью, что в некоторых ситуациях можно намеренно скрыть правду, чтобы было легче принять горькую истину: "Даже металл не
выдерживает огромного одноразового удара, а если нагрузку распределять порциями,
металл будет жить долго, до последней усталости". Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть, что ложь во спасение допустима. Не всегда сокрытие правды рассматривается как негативный поступок, бывают такие случаи, когда лучше намеренно соврать, чтобы позже человеку было проще осознать болезненную правду.
Автор утверждает, что в тяжёлой жизненной ситуации ложь может быть полезна. Ведь к страшной правде нужно подготовиться и её легче принимать постепенно.
С мнением автора нельзя не согласиться. Ложь во благо, действительно, существует. Она применима к тем случаям, когда истину слишком тяжело принять, и она может навредить душевному состоянию человека. Обман, с целью помочь другому может вселить надежду в сердца людей. Читая текст, вспоминаешь историю героя пьесы М.Горького "На дне" странника Луки. Герой считает, что правда не всегда приносит добро. Он сознательно врал, тем самым давая обитателям ночлежки надежду на то, что рано или поздно они смогут нормально жить. Так, он рассказывает Актёру про существование больниц от алкогольной зависимости. Советует тому взять себя в руки и начать лечиться. Однако Лука не называет города, где расположена больница. Он надеется, что соврав о существовании такого заведения, Актёр сможет поверить в свои силы и выберется со дна жизни. Иногда ложь может стать единственным возможным утешением и лучом надежды для человека, поэтому не стоит осуждать того, кто осознанно скрыл правду, надеясь, что такой подход поможет справиться с душевной болью.
Нужно понимать различие между обычной ложью и ложью во благо. Обман, с целью утешения и помощи не будет являться негативным поступком, так как человек это делает,
чтобы уберечь близкого от непоправимых последствий правды. Рано или поздно истина всё же вскроется, но принять её уже будет легче.
Здравствуйте, Мария!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами указана, анализ не раскрывает роль каждого примера, фактически дублирует позицию автора.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Рассуждая над вопросом "святой лжи" ЗПТ автор анализирует поведение двух героинь в момент утешения Евгении Ивановны. |
Деепричастный оборот
М.Глушко отмечает, что другая героиня-Нина пытается противиться тактике Ипполитовны. |
Не вполне понятно, что у вас тут: тире или дефис. Предположу, что тире, но такое приложение требуется обособить с двух сторон.
Ложь во благо, действительно, существует. |
В данном случае действительно не вводное слово и не обособляется.
Она применима к тем случаям, когда истину слишком тяжело принять, и она может навредить душевному состоянию человека. |
Здесь мы имеем дело с однородными придаточными, поэтому запятая не ставится.
Обман, с целью помочь другому может вселить надежду в сердца людей. |
Нет обособленных членов.
Обман, с целью утешения и помощи не будет являться негативным поступком, |
То же самое
Он надеется, что ЗПТ соврав о существовании такого заведения, Актёр сможет поверить в свои силы и выберется со дна жизни. |
Деепричастный оборот
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Он надеется, что соврав о существовании такого заведения, Актёр сможет поверить в свои силы и выберется со дна жизни. |
Врет Лука, а может поверить в свои силы Актер. Неверное употребление деепричастного оборота.
Так, он рассказывает Актёру про существование больниц от алкогольной зависимости. Советует тому взять себя в руки и начать лечиться. |
Необоснованная парцелляция
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Иногда, обманывая, человек пытается сгладить тяжёлую правду, чтобы близким было легче принять её позже. |
Речевой недочет, лучше: смягчить
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Мария, несмотря на то что сочинение у вас большое, вам удалось написать его с минимумом ошибок. Вы умеете анализировать текст и достаточно грамотно аргументируете свою точку зрения. Будьте аккуратнее со знаками препинания. Возможно, стоит писать чуть лаконичнее, чтобы снизить риск таких ошибок. Удачи!