Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что значит быть свободным человеком?

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
15.02.2022 15:17:17
Автор: Анна Бусырева

Что значит быть свободным человеком? Именно эту проблему поднимает С.Соловейчик в тексте.

Рассуждая над вопросом, автор подчёркивает главный признак независимой личности: "Человек свободный – это человек, свободный внутренне". Но как это, быть внутренне свободным? Это значит независимо от внешней среды придерживаться своей позиции и не менять мнения под чужим негативным влиянием. Далее автор подчёркивает, что стать свободным человеком легко, но оставаться добрым при этом получается не у всех. И лишь совесть главный помощник у человека на его пути, она помогает ему делать правильные выборы: "Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее". Эти два примера, взаимодополняющие друг друга, помогают понять, каким должен быть человек, чтобы его могли назвать свободным.

Автор считает, что независимая внутренне личность всегда приветлива, не вызывает отрицательных эмоций, к ней тянутся другие люди, потому что чувствуют, что из неё бьёт источник жизни.

Я согласна в С.Соловейчиком, и думаю, что свободный человек так же справедлив, ведь живёт по совести и в ладу с обществом. Рассуждая, невольно вспоминается произведение А.Шолохова "Судьба человека" с его главным героем Андреем Соколовым. Этого солдата поистине можно считать свободным. В ситуации когда пленные сидели в церкви, Крыжнев предупредил своего командира, что утром сдаст его немцам на расстрел, а Андрей Соколов, услышав монолог, не смог "закрыть глаза" на предательство, отсидеться в стороне. Он убил Крыжнева за подлость, поступив по совести.

Быть свободным человеком - значит всегда оставаться собой, не при каких обстоятельствах не прогинаться под ситуацию, помнить при этом, что лишь ты являешься вершителем своей судьбы и помощником для чужих судеб.
Количество слов - 262

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Эти два примера, взаимодополняющие друг друга, помогают понять, каким должен быть человек, чтобы его могли назвать свободным.

Пример 1: Человек свободный – это человек, свободный внутренне.

Пример 2: Однако у свободного человека должна быть совесть, которая помогает ему придерживаться правды, выступает неким ограничителем.

Второй пример явно говорит об определенном ограничении свободы (об этом свидетельствует и связка однако, которую легко можно вставить между примерами). Логичнее говорить о противопоставлении.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Что значит быть свободным человеком?

независимая внутренне личность всегда приветлива, не вызывает отрицательных эмоций, к ней тянутся другие люди, потому что чувствуют, что из неё бьёт источник жизни.

Является ли позиция автора ответом на проблемный вопрос? Явно нет. Это ответ на вопрос «Какую реакцию у людей вызывает внутренне свободная личность?» А ответ на проблемный вопрос вы скорее даете при анализе связи.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

При незачете позиции автора своя позиция автоматически обнуляется.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

не при каких обстоятельствах не прогинаться под ситуацию

НИ при каких обстоятельствах

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Но как это, быть внутренне свободным?

Корректнее поставить тире.

И лишь совесть ТИРЕ главный помощник у человека на его пути

Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, ставится тире.

Я согласна в С.Соловейчиком, и думаю, что свободный человек так же справедлив

Запятая стоит между однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, это некорректно.

В ситуации ЗПТ когда пленные сидели в церкви,

Сложноподчиненное предложение

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Рассуждая над вопросом

Рассуждая О, размышляя О/НАД

Я согласна в С.Соловейчиком, и думаю, что свободный человек так же справедлив, ведь живёт по совести и в ладу с обществом.

Не понятно, как так же. Так же, как кто?.. Может быть, вы имели в виду, что также думаете?..

Рассуждая, невольно вспоминается произведение А.Шолохова "Судьба человека" с его главным героем Андреем Соколовым.

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

не прогинаться под ситуацию

Такого слова нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Автор считает, что независимая внутренне личность всегда приветлива, не вызывает отрицательных эмоций, к ней тянутся другие люди, потому что чувствуют, что из неё бьёт источник жизни.

Некорректно говорить, что из личности бьет источник жизни.

утром сдаст его немцам на расстрел

Лексическая несочетаемость

лишь ты являешься вершителем своей судьбы и помощником для чужих судеб.

Лексическая несочетаемость

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Анна, обратите внимание на другие способы связи (и это не только противопоставление, но и выделение, объяснение, аналогия, сравнение и многие другие). Кажется, что дополнение подходит почти везде, но часто более корректным является другой способ связи. Следите за тем, чтобы позиция автора была точным ответом на проблемный вопрос. И последите за логическими и речевыми ошибками. Удачи в подготовке к экзаменам!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку