Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как война раскрывает качества человека?

  • Текст: К. Симонов. О жизненных ценностях
    К. М. Симонов о жизненных ценностях
    (1)Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. (2)И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева. (3)Положила на кухонный стол, под будильник, чтоб не забыть, а потом из-за всей этой суматохи забыла. (4)Она торопливо перебежала Садовую и пошла по Сретенке, все время думая о том, что Надина мама, разбираясь на кухне, могла вынуть эту бумажку из-под будильника, изорвать и выбросить…
    (5)Когда она открыла дверь и шагнула в переднюю, она сначала ничего не могла понять. (6)Почти вся передняя была засыпана чем-то белым, а Надина мама, «папочка» и майор, их попутчик, – все трое стояли в разных углах передней на четвереньках и что-то делали.  
    (7)Белое – был сахарный песок. (8)Он горой лежал у двери на кухню, и из-под этой горы торчали углы наволочки. (9)Наверное, его несли через переднюю в этой наволочке, и она лопнула, и песок рассыпался по всему полу. (10)И теперь его собирали, а чтобы собрать, тесно прижав к полу пальцами листы бумаги, подгребали на них песок и понемножку ссыпали в стоявшие на полу два таза и суповую миску.
    (11)Когда Таня вошла, все трое, не вставая с корточек, подняли головы и посмотрели на нее, и ей стало смешно на секунду и почему-то страшно – тоже на секунду, а потом Надина мама, по-прежнему не вставая с корточек, крикнула ей:
    – Ну, что ж вы стоите? (12)Помогайте!
    (13)Она крикнула это таким голосом, что Таня почувствовала себя как на пожаре и, скинув шинель и повесив ее на ручку двери, тоже, как они, опустилась на четвереньки. (14)И Надина мама, с треском выдрав несколько листов из лежавшей на полу толстой книги, дотянулась до Тани и отдала ей эти листы. (15)И Таня взяла один лист и, прижимая его к полу, стала подгребать сахар и ссыпать его в суповую миску, стоявшую между нею и майором. (16)Сначала она думала только о том, что это сахар, и что он лежит на полу, и что надо поскорее помочь подобрать его, подгребая с полу глянцевитым, вырванным из книги листом, на котором были нарисованы антилопы с детенышами. (17)Она почувствовала, как ей мешает, упираясь в бедро, подаренный Кашириным маленький трофейный «вальтер», и передвинула его на поясе подальше на спину.
    (18)Все работали молча. (19)«Как на операции», – подумала Таня, но «папочка» вдруг нарушил молчание.
    –(20)Вот видишь, понемножку и подвигается, – заискивающим тоном сказал он Надиной маме.
    –(21)А я вообще не желаю с тобой разговаривать, – тяжело дыша, ответила Надина мама. – (22)Только идиот мог вот так взять и потащить наволочку за углы, через весь дом. (23)А вы тоже хороши, – сказала она майору, уже совсем задыхаясь («Наверное, у нее астма», – подумала Таня), – приспичило сегодня, не могли до утра отложить!
    –(24)Не мог, потому что у меня завтра машины не будет, – сердито сказал майор и, не вставая с четверенек, потер рукой поясницу.
    –(25)Дали бы шоферу полкило, и завтра машина была бы, – отозвалась Надина мама. –(26)Так нет, приспичило сегодня! (27)Можно подумать, что мы за ночь без вас отсыпали бы! (28)Крохобор несчастный!
    –(29)Я попросил бы вас… – продолжая стоять на четвереньках, с достоинством сказал майор.
    (30)И Таня, повернувшись и посмотрев на его багровое лицо с белыми бровями, вспомнила, как он тогда, днем, пересчитывал вещи и как Надина мама сказала ему: «Не хотелось бы сегодня вечером», а он сказал: «Ну посмотрим», – вспомнила и поняла сразу все. (31)Они вместе везли, а теперь делили этот сахар, а может быть, и еще что-то другое, что они притащили сюда днем в своих тюках и обвязанных веревками тяжелых больших чемоданах. (32)И этот майор помогал им откуда-то все это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю. (33)А она, как дура, ползает на четвереньках и помогает этим спекулянтам собирать с полу их сахар, которого, наверное, столько не дают на целую неделю на весь тети Полин госпиталь…
    (34)Она встала и обдернула гимнастерку.
    –(35)Ужели устали? – спросила Надина мама.
    –(36)Нет. (3)Но мне надо пройти к вам на кухню.
    –(37)Обождите, – сказала Надина мама, – вот соберем все, и пройдете. (38)Если поможете – быстрее будет…
    –(39)А я спешу…
    –(40)На всякое хотение есть терпение! – сказала Надина мама. (41)Она была раздражена, но все еще не хотела ссориться.
    (42)Таня ничего не ответила. (43)Высматривая, как бы ей получше, поаккуратней пройти, она заметила то, на что раньше не обратила внимания: в углу у вешалки стояли кульки с, наверно, уже поделенным сахаром.
    –(44)Вы извините, но я все же пройду.
    –(45)Да вы что, человеческий язык понимаете или нет?! – повысила голос Надина мама. –(46)Вы что, по нашему сахару, что ли, пойдете!
    (47)«Да, вот именно, по сахару, по их сахару!» – с ожесточением подумала Таня, хотя еще совсем недавно смотрела на эту гору прекрасного, белого, красивого сахара, не представляя себе, как можно наступить ногой на такую драгоценность. (48)Она шагнула и пошла, хрустя сапогами, прямо через всю переднюю к дверям кухни. (49)И Надина мама, вскочив с четверенек, закричала: «Сумасшедшая, дура! Сука!» (50)И рванулась к ней, но вдруг вся пошла багровыми пятнами и, закашлявшись, опустилась и села прямо на пол на свой сахар. (51)Хромоногий бросился к ней на помощь. (52)А майор, в первый раз за все время вскочив с четверенек, закричал очень строго, словно Таня стояла перед ним в строю: «Товарищ военврач!» (53)И это так разозлило ее, что она, стоя в сахаре, уже у самых дверей на кухню, заскрипев сапогами, повернулась к нему и, расстегивая за спиной кобуру «вальтера», медленно, с ненавистью сказала:
    –А я вот постреляю сейчас вас всех к черту, спекулянты паршивые!
    (54)Несмотря на обманчиво спокойный голос, она была вне себя, и, если бы майор или хромоногий кинулись сейчас к ней, она бы стала стрелять. (55)Но, на свое счастье, они кинулись не к ней, а от нее. (56)Майор побледнел и, спиной открыв двери в столовую, отступил туда, схватившись за створки руками, готовый в любую секунду захлопнуть их за собой. (57)А хромоногий необычайно быстро, словно паук, боком, не вставая с пола, обогнул жену и оказался за ее спиной.
    (58)Только одна Надина мама не испугалась, а сквозь душивший ее кашель прохрипела что-то мужу и, извернувшись, всей пятерней влепила ему пощечину – за трусость!
    –(59)Вы хуже фашистов, – сказала Таня, вынимая из-за спины пустую руку, без пистолета. –(60)Только мараться о вас не хочется!
    (61)Сказала, повернулась и, уже не оглядываясь на них и не боясь, что они что-нибудь могут с ней сделать, последний раз хрустнув сапогами по их сахару, шагнула в кухню и закрыла за собой дверь.
07.02.2022 16:47:06
Автор: Ксения Пятибратова

   Как война раскрывает качества человека? Именно над этим вопросом размышляет К.М. Симонов в предложенном для анализа тексте.
   Рассуждая о проблеме, автор пишет о Надиной маме. Женщина алчна, корыстна, она позволяет себе некультурно разговаривать с окружающими, даёт пощёчину мужу, показывает себя не с лучшей стороны. Она заставила Таню помогать им собирать рассыпавшийся сахар, после её разозлило то, что Таня её ослушалась, пошла по сахару на кухню, за что она её обругала. Также она нагрубила и майору: «…приспичило сегодня, не могли до утра отложить! Крохобор несчастный!» На этом примере видно, что Надина мама ведёт себя подло и низко, стремится обогатиться за счёт других и считает, что Таня должна ей помогать.
   Далее автор рассказывает о том, майор ничуть не лучше Надиной мамы. Он такой же алчный человек, жаждущий богатства. По предположению Тани, он помогает Надиной маме «откуда-то всё это везти, потому что он в форме и ему легче верили и разрешали, а теперь он получает за это с них свою долю». Майор мог привезти сахар завтра, отдав за это «шофёру полкило», но ему жалко с кем-то делиться своей долей. Он трусливо спиной открыл двери в столовую, отступил туда и побледнел, когда заметил, что Таня расстёгивает за спиной кобуру «вальтера». Данный пример показывает, что майор, который должен защищать людей, сам их же обворывает.
   Эти примеры дополняют друг друга. Благодаря им мы понимаем, что многие люди во время войны вели себя эгоистично, думали только о себе и о том, как бы обогатиться.
   Авторская позиция понятна. К.М. Симонов считает, что война раскрывает качества личности, показывает какой человек на самом деле. Такие спекулянты, как Надина мама и майор привыкли наживаться на чужом горе и беды других их не интересуют.
   Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что на войне люди проявляют себя, но не все с хорошей стороны. Многие поступают эгоистично, предают друзей, Родину, чтобы спасти свою жизнь. Не могу не вспомнить повесть Василия Быкова «Сотников». Рыбак – сильный и опытный военный предал свою страну из-за страха смерти. Перейдя на сторону фашистов, он помогает им повесить своего бывшего напарника. Сотников, наоборот, не боится боли и пыток, пытается спасти Демчиху и отряд, оказывается мужественнее и благороднее, чем рыбак. На этом примере видно, как война раскрывает качества человека.
   Прочитав текст К.М. Симонова, я ещё раз убедилась, что на войне люди показывают какие они на самом деле. Кто-то поступает, как герой, а кто-то думает лишь о своей выгоде.
Количество слов - 401

Здравствуйте, Ксения!

Видно, что вы усиленно занимаетесь подготовкой к сочинению :)

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Из примера 1 читателю непонятно, о чем идет речь, о каком времени (ключевое слово — война!), неясно, что там за сахар (может, полторы столовые ложки). Представьте, что вы не знаете, о чем текст, что можно понять из вашего пересказа?..

Рассуждая о проблеме, автор пишет о Надиной маме. Женщина алчна, корыстна, она позволяет себе некультурно разговаривать с окружающими, даёт пощёчину мужу, показывает себя не с лучшей стороны. Она заставила Таню помогать им собирать рассыпавшийся сахар, после её разозлило то, что Таня её ослушалась, пошла по сахару на кухню, за что она её обругала. Также она нагрубила и майору: «…приспичило сегодня, не могли до утра отложить! Крохобор несчастный!» На этом примере видно, что Надина мама ведёт себя подло и низко, стремится обогатиться за счёт других и считает, что Таня должна ей помогать.

Обратите внимание, вы постоянно говорите о грубости и бескультурии и только в пояснении упоминаете о сути: женщина обогащалась за счет других. Но до пояснения нельзя было понять, что речь идет о спекулянтах, вы даже цитату малозначительную для понимания проблематики текста приводите. Грубость не говорит о том, что Надина мама хочет обогатиться за чужой счет. Пример не засчитывается.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен, однако снова не упоминается ключевое слово. Балл ставлю с натяжкой.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована некорректно: одна ситуация не говорит о том, что многие во время войны вели себя так. Кроме того, так как один пример не зачтен, связь не засчитывается тоже.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Но вы снова повторяете многие, что не соответствует действительности и не следует из текста.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Пересказ не позволяет понять суть проблемы, герои некорректно вводятся в текст.

Она заставила Таню помогать им собирать рассыпавшийся сахар

Как уже было сказано, обстоятельства происшествия читателю непонятны. Кому им (окружающим?..) должна помогать Таня — тоже.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание — снижение по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

К.М. Симонов считает, что война раскрывает качества личности, показывает ЗПТ какой человек на самом деле.

Придаточное предложение.

Такие спекулянты, как Надина мама и майор ЗПТ привыкли наживаться на чужом горе ЗПТ и беды других их не интересуют.

Сразу две пропущенные запятые: первая закрывает сравнительный оборот, вторая стоит между частями сложносочиненного предложения.

Рыбак – сильный и опытный военный ТИРЕ предал свою страну из-за страха смерти.

Приложение обособляется с двух сторон.

Прочитав текст К.М. Симонова, я ещё раз убедилась, что на войне люди показывают ЗПТ какие они на самом деле.

Придаточное предложение.

Кто-то поступает, как герой

Запятая не нужна, оборот тесно связан со сказуемым.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Далее автор рассказывает о том, майор ничуть не лучше Надиной мамы.
Пропуск союза что. Скорее всего, опечатка, будьте внимательны.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

но ему жалко с кем-то делиться своей долей.

Повтор.

Данный пример показывает, что майор, который должен защищать людей, сам их же обворовывает.

Тут акцент на том, что именно майор сам обворовывает. Частицу нужно переставить.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

повесть Василия Быкова «Сотников».

Белорусского писателя зовут Василь.

оказывается мужественнее и благороднее, чем рыбак.

Рыбак — фамилия, если это и описка, то очень коварная.

Ксения, вы уже отлично усвоили структуру сочинения ЕГЭ, у вас хорошо обстоят дела с речью, однако с логикой все еще случаются просчеты. Постарайтесь внимательнее проверять пунктуацию, ошибок многовато для текста такого уровня. Я уверена, что с вашим усердием вы точно все пробелы ликвидируете! Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку