Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема изменения жизни

  • Текст: Л. Толстой. О желании сделать людей лучше
    (1)Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. (2)Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше.

    (3)Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могут верить в то, что насилие может улучшить жизнь людей. (4)Людям же, не подпавшим этому суеверию, должно бы быть ясно видно, что жизнь людей может измениться к лучшему только от их внутреннего душевного изменения, а никак не от тех насилий, которые над ними делаются.

    (5)Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.

    (6)Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.

    (7)Люди очень часто живут дурно только оттого, что они заботятся о том, как устроить жизнь других людей, а не свою собственную.

    (8)Им кажется, что своя жизнь только одна, и потому устройство ее не так важно, как важно устройство многих, всех жизней. (9)Но они забывают при этом то, что в устройстве своей жизни они властны, а устраивать чужую жизнь они не могут.

    (10)Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди - наилучшее устройство жизни, - было бы очень скоро достигнуто.

    (11)Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием, без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание. (12)Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться.

    (13)В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастья. (14)Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное. (15)Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других.

    (16)Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.

    (17)Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.

    (18)Во всех случаях, где употребляется насилие, прилагай разумное убеждение, и ты редко потеряешь в мирском смысле и всегда будешь в большом выигрыше в духовном.

02.02.2022 21:13:29
Автор: Ольга Карпинская

Как изменить жизнь людей к лучшему? Именно эту проблему ставит Л.Н.Толстой в предложенном для анализа тексте.
Автор повествует о том, что зачастую люди стремятся улучшить жизнь других людей, жизнь общества, совершенно позабыв о своей. Это происходит из-за того, что люди забывают, что в их власти находятся только собственные жизни, а жизни других людей  к ним не относятся. «Человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей». Л.Н.Толстой отмечает, что человек способен изменить общество только через себя. Только претерпев внутренние изменения люди начинают самосовершенствоваться. Один человек, два, десять… Так и происходит изменение общества.
«Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди - наилучшее устройство жизни, - было бы очень скоро достигнуто». Этим автор хочет опять напомнить читателю о важности собственной жизни. О том, что расходовать силы на изменение кого-то бессмысленно. Только изменив себя можно стать примером для кого-то.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что людям пора переключиться на собственные жизни и перестать жить жизнями других людей пытаясь их изменить.
Позиция автора ясна. Л.Н.Толстой считает, что если делать своё дело жизни, совершенствовать и улучшать свою душу, можно быть уверенным, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.
Я полностью согласна с автором. Действительно найдя своё дело, то, которое придётся по душе, человек начинает по-настоящему расцветать, а значит способствует расцвету общества. Например, в фильме «Книга мастеров» главный герой Иван нашёл своё призвание. Стал каменным мастером. И лишь он один спустя долгие годы и многочисленные попытки других людей изменить злую княжну смог стать примером для её самосовершенствования.
Хочется верить, что прочитав текст Л.Н.Толстого многие задумаются о том, что изменения общества могут происходить только за счёт изменения личности, то есть за счёт изменения себя.
Количество слов - 351

Здравствуйте, Ольга!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении дублирует первый. Вы же сами и пишете: опять хочет напомнить. Можно было в первом примере писать только про то, что люди склонны устраивать чужую жизнь, а во втором — что надо в первую очередь думать про устройство своей. Так было бы логично.

Взаимосвязь между примерами при незачете одного из них не оценивается.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Ваш пример мне кажется сомнительным. Про расцвет все понятно, а вот как конкретно этот расцвет Ивана (и точно ли он?) помог княжне измениться, не вполне ясно. Балл оставляю, но все же будьте поточнее с примерами.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Основание: снижение по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Только претерпев внутренние изменения ЗПТ люди начинают самосовершенствоваться.

Деепричастный оборот

Только изменив себя ЗПТ можно стать примером для кого-то.

Деепричастный оборот

Они показывают, что людям пора переключиться на собственные жизни и перестать жить жизнями других людей ЗПТ пытаясь их изменить.

Деепричастный оборот

Л.Н.Толстой считает, что ЗПТ если делать своё дело жизни, совершенствовать и улучшать свою душу, можно быть уверенным, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.

Запятая на границе придаточных предложений

Действительно ЗПТ найдя своё дело, то, которое придётся по душе, человек начинает по-настоящему расцветать, а значит ЗПТ способствует расцвету общества.

Две вводные конструкции

Хочется верить, что ЗПТ прочитав текст Л.Н.Толстого ЗПТ многие задумаются о том, что изменения общества могут происходить только за счёт изменения личности, то есть за счёт изменения себя.

Деепричастный оборот

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Это происходит из-за того, что люди забывают, что в их власти находятся только собственные жизни, а жизни других людей  к ним не относятся.

Сумбурное высказывание. Некорректно так вообще говорить о жизнях других людей, но даже если сосредоточиться на смысле, а не на форме, жизни других влияют на наши, так что, по всей видимости, как-то «относятся».

Они показывают, что людям пора переключиться на собственные жизни и перестать жить жизнями других людей пытаясь их изменить.

Некорректное выражение. Кроме всего прочего, тут двоякий смысл получается: проживать чужую жизнь и пытаться устроить чужую жизнь. И первый смысл лучше читается.

Стал каменным мастером.

Это мастер из камня получается. Корректно: каменных дел мастером, каменотесом.

И лишь он один спустя долгие годы и многочисленные попытки других людей изменить злую княжну смог стать примером для её самосовершенствования.

Спустя годы сказать можно, а спустя попытки — нет.

Как можно изменить кого-то самому с помощью чужих попыток?..

Нельзя стать примером для самосовершенствования, можно стать примером для кого-то, кто будет самосовершенствоваться.

Хочется верить, что прочитав текст Л.Н.Толстого многие задумаются о том, что изменения общества могут происходить только за счёт изменения личности, то есть за счёт изменения себя.

Лучше избегать повтора союзов.

Уточнение полностью дублирует первую мысль.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ольга, вы неплохо справились с очень сложным текстом, нашли корректную проблему и сумели отразить позицию автора, но немного недоработали примеры. Вам точно следует повторить тему с деепричастными оборотами, большинство ошибок с ними, и поработать над речью.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку