Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
О силе материнской любви
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Размышляя над проблемой, автор указывает нам на то, насколько сильна материнская любовь, ставя в пример учительницу, узнавшую о скорой казни своего сына. В тот момент, когда комендант разрешил забрать с эшафота, на родительницу нашло материнское ослепление, никого вокруг не существовало, она была готова на любой поступок ради своего сына. В скором времени ее отвезли к месту казни. В этом эпизоде автор указывает на ее готовность оставить своих учеников, также приговоренных к казни, лишь бы ее сын остался жив.
Далее Яковлев описывает сцену со стоящими у стены молодыми людьми. Рехт приказывает сыну учительницы выйти из ряда. Но он не вышел, как будто команда его не касалась. Женщина поняла, что сын не был готов предавать своих друзей. Спасая только своего сына, она предавала его. В итоге, не приняв такой исход, она повернулась к Рехту и сказала, что они все ее сыновья. Ее любовь не знает исключения в решающие моменты, когда ее сыновья могут погибнуть, и не готова жертвовать ни одним из своих подопечных.
Оба примера дополняют друг друга, и помогают понять, насколько сильна материнская любовь. Для нее нет разности между родным сыном и учеником.
Автор утверждает, что сила материнской любви заключается не только в возможности пожертвовать всем что есть, но и в том, что любовь не знает исключений.
С мнением автора нельзя не согласиться, ведь любовь – самое сильное и чистое чувство, которое только возможно на земле. Читая текст Ю. Яковлева, вспоминаешь судьбу матери Федота – Матрену Тимофеевну из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сына, по вине которого умерла овца, приговорили к наказанию розгами. Мать решила вступиться за сына и была высечена вместо него. Любовь матери спасла мальчика от телесных и нравственных мучений. Женщина не могла допустить страданий сына, поэтому и пожертвовала собой. На данном примере показано, как мать спасает ребенка.
Материнская любовь – особенное чувство, в котором заложена колоссальная сила, способная на многое ради своих детей.
Здравствуйте, Дмитрий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Размышляя над проблемой, автор указывает нам на то, насколько сильна материнская любовь, ставя в пример учительницу, узнавшую о скорой казни своего сына. |
Пример вводится резко, читатель не понимает вообще ничего: ни времени, ни места, ни обстоятельств действия. Каждый пример должен быть самодостаточен, то есть понятен даже тому, кто текста не читал.
Кроме того, некорректно говорить, что автор художественного текста ставит нам кого-то в пример. Такие формулировки при анализе художественного текста не используйте.
В этом эпизоде автор указывает на ее готовность оставить своих учеников, также приговоренных к казни, лишь бы ее сын остался жив. |
Нет, автор не указывает на такую готовность. Тогда речи не шло об учениках и их участи. Неверно прокомментирован пример.
Пример 2 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Ее любовь не знает исключения в решающие моменты, когда ее сыновья могут погибнуть, и не готова жертвовать ни одним из своих подопечных. |
Вы не поняли текст. И ваш вывод содержит противоречие. Дело вовсе не в том, что ей стало жалко всех мальчиков. И если, как вы пишете, женщина не готова жертвовать ни одним... то как же так получается, что она жертвует всеми? Все выходит совсем не так, как в тексте.
Оба примера дополняют друг друга, и помогают понять, насколько сильна материнская любовь. Для нее нет разности между родным сыном и учеником. |
Материнская любовь по определению только к детям.
Взаимосвязь между примерами указана — но обоснования логичного нет, я готова согласиться с такой связью только при достаточном обосновании, потому что, на мой взгляд, она иная.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Автор утверждает, что сила материнской любви заключается не только в возможности пожертвовать всем что есть, но и в том, что любовь не знает исключений. |
Я не понимаю эту вашу мысль про любовь не знает исключений, о чем уже подробно писала.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
С мнением автора нельзя не согласиться, ведь любовь – самое сильное и чистое чувство, которое только возможно на земле. |
Ваш тезис уводит слишком далеко от заявленной проблематики текста.
Пример из Некрасова нельзя счесть подходящим, так как там мать понесла наказание вместо сына (не жертвует она собой!), сын остался невредим. Совершенно другая ситуация.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Последовательность изложения часто нарушается. Читателю не сообщается место, время действия, герои не вводятся в текст, некорректно описываются события.
Ее любовь не знает исключения в решающие моменты, когда ее сыновья могут погибнуть, и не готова жертвовать ни одним из своих подопечных. |
В решающие моменты любовь не знает исключения, а в остальные знает?.. Нарушение логики. Будьте аккуратны при выборе слов.
Любовь не готова жертвовать подопечными — это не любовь, это женщина не готова.
То сыновья, то подопечные — некорректно.
Материнская любовь – особенное чувство, в котором заложена колоссальная сила, способная на многое ради своих детей. |
У силы нет своих детей.
Сына, по вине которого умерла овца, приговорили к наказанию розгами. |
Овца не умерла, с ней другая беда произошла.
Женщина не могла допустить страданий сына, поэтому и пожертвовала собой. |
Она не жертвовала собой, жертвовать собой = погибнуть.
На данном примере показано, как мать спасает ребенка. |
Нет, не вообще спасает, а от наказания. Это обязательно дописать.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Рехт приказывает сыну учительницы выйти из ряда. Но он не вышел, как будто команда его не касалась. |
Кто такой Рехт? Вы ранее не называли коменданта по имени.
Формально это была не команда. Он уже понял, что речь идет о его спасении. Неуместное замечание.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Оба примера дополняют друг друга, и помогают понять, насколько сильна материнская любовь. |
Запятая разделяет однородные сказуемые.
Автор утверждает, что сила материнской любви заключается не только в возможности пожертвовать всем ЗПТ что есть, но и в том, что любовь не знает исключений. |
Придаточное предложение.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
В тот момент, когда комендант разрешил забрать с эшафота, на родительницу нашло материнское ослепление... |
Не хватает дополнения. В этой фразе оно необходимо.
Читая текст Ю. Яковлева, вспоминаешь судьбу матери Федота – Матрену Тимофеевну из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». |
судьбу (кого?) матери Матрены Тимофеевны
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
В тот момент, когда комендант разрешил забрать с эшафота, на родительницу нашло материнское ослепление, никого вокруг не существовало, она была готова на любой поступок ради своего сына. |
Не надо заменять мать на родительницу! Это стилистически некорректный синоним. Вообще с синонимами будьте осторожны, очень часто в сочинениях они используются неправильно.
«Материнское ослепление» стоит взять в кавычки, это авторская фраза из текста, а не общеупотребительная.
Заметьте: это самое ослепление нашло, когда мать поняла, что комендант намерен пойти ей навстречу, но речи о том, чтобы забрать с эшафота, не было. И само слово эшафот — неудачное. Нам всем известно, как выглядело место казни, и это был НЕ эшафот (= помост для казни). Крылатое выражение — идти/пойти/всходить/взойти на эшафот, что означает рисковать чем-то, принести себя в жертву. Фраза забрать с эшафота может быть использована только в прямом значении, а это не соответствует действительности.
В итоге, не приняв такой исход, она повернулась к Рехту и сказала, что они все ее сыновья. |
Некорректное описание душевных метаний героини. Исхода еще не было.
Для нее нет разности между родным сыном и учеником. |
Смешение паронимов, корректно: разницы.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Дмитрий, видно, что вы старались всё написать согласно правилам, но пока наблюдается много речевых и логических ошибок. Тренируйтесь анализировать тексты, корректно и последовательно излагать свои мысли, и вы существенно повысите свой результат.
Удачи!