Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Какого человека можно назвать свободным?
-
Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести(1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
(7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
(9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
(12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
(22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
(26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(30)Что такое внутренняя свобода?
(31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
(33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
(40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
(41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
(46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
(47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
(52)От совести.
(53)Что такое совесть?
(54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
(59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
(64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
(72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
(74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
(С. Соловейчик)
Рассматривая данную проблему, автор пишет о внешней свободе, что подразумевает собой “свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения”. Педагоги стараются дать ученику внешнюю свободу в школьной жизни, однако внешняя свобода не может быть абсолютной, ведь она может быть ограничена по ряду обстоятельств. С помощью этих рассуждений автор хочет донести мысль о том, что абсолютная свобода в наше время не может существовать, всегда будут факторы, ограничивающие независимость.
Кроме того, автор пишет о внутренней свободе человека. Соловейчик считает, что вольная жизнь-” внутренняя свобода человека для его самоосуществления”. Отличительная черта внутреннего раскрепощения- это её практичность, ведь “внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.”. Этим примером автор хочет показать, что внутренняя свобода всегда доступна человеку вне зависимости от его положения.
Оба примера противопоставлены друг другу и позволяют понять, что духовная независимость гораздо практичнее и доступней, чем полная(безусловная).
Позиция автора заключается в том, что свободному человеку свойственна духовная независимость, ведь на таких “держится и развивается мир”.
Я согласен с автором и тоже считаю, что неограниченность во внутреннем мире- это явный признак свободного человека.
Например, в романе М.А Булгакова “Мастер и Маргарита” Иешуа Га-Ноцри
невзирая на то, что приговорён к смертной казни, остаётся верен себе и не отступает от своих убеждений, также герой прислушивается к своему сердцу и действует в соответствии своих моральных норм, эти поступки характеризуют его, как человека свободного в своих мыслях и действиях.
Прочитав текст С. Соловейчика, можно сделать вывод о том, что человек считается свободным только тогда, когда он внутренне раскрепощен.
Здравствуйте, Анатолий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснение дублирует сам пример:
однако внешняя свобода не может быть абсолютной, ведь она может быть ограничена по ряду обстоятельств. С помощью этих рассуждений автор хочет донести мысль о том, что абсолютная свобода в наше время не может существовать, всегда будут факторы, ограничивающие независимость. |
Пример 2 в сочинении засчитан, но есть большой риск его обнуления.
Соловейчик считает, что вольная жизнь-” внутренняя свобода человека для его самоосуществления”. |
Что такое вольная жизнь? Автор разве говорит о ней? Вольная жизнь не то же самое, что свободная. Еще тут логическая ошибка: жизнь — свобода.
Отличительная черта внутреннего раскрепощения- это её практичность, ведь “внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.”. |
Пояснение тоже сумбурное. Нет в тексте внутреннего раскрепощения. Практичность — неуместное слово по отношению к свободе.
Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована невнятно, не засчитано.
Оба примера противопоставлены друг другу и позволяют понять, что духовная независимость гораздо практичнее и доступней, чем полная(безусловная). |
Из-за замены слов синонимами все больше и больше искажается смысл текста.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы сформулирована некорректно, но угадывается.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Тезис засчитан с натяжкой, так как непонятно, что такое неограниченность во внутреннем мире, нет такого в тексте.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Позиция автора заключается в том, что свободному человеку свойственна духовная независимость, ведь на таких “держится и развивается мир”. |
Ведь — союз, который присоединяют предложения, раскрывающие причину предыдущего. Однако в вашей фразе нет такой логической связи.
Вы подбираете неудачные синонимы для слов «свобода», «внутренняя свобода»:
вольная жизнь, внутреннее раскрепощение, духовная независимость, неограниченность во внутреннем мире — все это либо неудачные, либо вовсе некорректные синонимы внутренней свободы. Вы хотели избежать повтора, но наплодили других ошибок. Свобода — ключевое слово текста, его можно повторять достаточно часто. По крайней мере так часто, как это делает сам Соловейчик.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Отличительная черта внутреннего раскрепощения- это её практичность, ведь “внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.”. |
Слишком много точек. Точка стоит всегда ЗА кавычками.
Например, в романе М.А Булгакова “Мастер и Маргарита” Иешуа Га-Ноцри невзирая на то, что приговорён к смертной казни, остаётся верен себе и не отступает от своих убеждений, также герой прислушивается к своему сердцу и действует в соответствии своих моральных норм, эти поступки характеризуют его, как человека ЗПТ свободного в своих мыслях и действиях. |
как человека — не сравнительный оборот, запятая не нужна
свободный в своих чувствах — обособленное определение
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Рассматривая данную проблему, автор пишет о внешней свободе, что подразумевает собой “свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения”. |
свободУ
А лучше: под этим подразумевается «свобода...»
Отличительная черта внутреннего раскрепощения- это её практичность |
Кого её?.. в предложении есть только раскрепощение — оно.
Например, в романе М.А Булгакова “Мастер и Маргарита” Иешуа Га-Ноцри невзирая на то, что приговорён к смертной казни, остаётся верен себе и не отступает от своих убеждений, также герой прислушивается к своему сердцу и в соответствии своих моральных норм, эти поступки характеризуют его, как человека свободного в своих мыслях и действиях. |
в соответствии со своими моральными нормами
Предложение необходимо разбить на части, оно слишком длинное и многоплановое.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Педагоги стараются дать ученику внешнюю свободу в школьной жизни, однако внешняя свобода не может быть абсолютной, ведь она может быть ограничена по ряду обстоятельств. |
Повтор. Хотя это словосочетание будет повторяться часто, но обратите внимание, что в одном предложении автор никогда его не повторяет.
Например, в романе М.А Булгакова “Мастер и Маргарита” Иешуа Га-Ноцри невзирая на то, что приговорён к смертной казни, остаётся верен себе и не отступает от своих убеждений, также герой прислушивается к своему сердцу и действует в соответствии своих моральных норм, эти поступки характеризуют его, как человека свободного в своих мыслях и действиях. |
Рассматривая данную проблему, автор пишет о внешней свободе, что подразумевает собой “свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения”. |
Лишнее слово.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Есть риск обнуления критерия, так как вы подбираете некорректные синонимы и искажаете смысл текста.
Анатолий, советую вам не увлекаться подбором синонимов к довольно однозначным понятиям. Если мы говорим о свободе или совести, мы вряд ли сможем найти адекватный синоним, да не один, а три-четыре штуки. Ключевые слова в тексте можно повторять, это не ошибка. Попробуйте задать поиск на странице с текстом: свобод(а) внутрен(няя) — и вы увидите, как сам автор использует эти слова. Мне кажется, если бы не это, у вас бы получилось вполне приличное сочинение.
Удачи!