Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как война меняет судьбы людей?

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


29.05.2021 11:04:07
Автор: Алиса Мироненко

Война... Как она меняет судьбы людей? Именно над этим вопросом размышляет автор приведённого текста.  

Для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, В. П. Ерашов рассказывает нам об эпизоде из жизни Кати на войне. Героиня, совсем еще юная девушка, находясь в танке, подаёт снаряды (8, 9, 10). Танк трясло из стороны в сторону, начался обстрел, Катя не понимала, что происходит, но она продолжала выполнять свою работу (12, 13, 14, 15). Девушке пришлось рано повзрослеть и научиться собранности (15, 16, 17).

После того, как “танк ухнулся в бомбовую воронку”, Катя приготовилась вместе со всеми членами экипажа защищать боевую технику до конца, ведь так твердил железный закон (21, 22, 23). Катя взяла автомат и начала “лупить” по немцам, не глядя (27). Данный фрагмент еще раз подтверждает неизбежность быстрого взросления героини в боевых условиях. Война отняла у девушки все: юность, семью, счастливую жизнь (26).

Русский писатель приводит два взаимодополняющих примера, которые помогают нам лучше понять бесчеловечность, жесткость войны и то, как она нещадно меняет судьбы людей, отнимая все самое ценное.

Позиция автора ясна: война заставляет человека быстро повзрослеть, научиться собранности, нести ответственность за свои поступки (15, 16, 17). Она лишает людей детства, юности, молодости, семьи, детей, друзей, счастливой жизни (26).

Безусловно, не согласиться с мнением автора нельзя. Действительно, война разрушает судьбы людей, отнимая все самое дорогое. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ “Судьба человека” М. Шолохова. Война изменила жизнь Андрея Соколова: она отняла у него детей и любимую жену. Однако несмотря на все это, герой еще смог найти в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку.  

Таким образом, автор предложенного для анализа текста убеждает нас в том, что война всегда несет негативные последствия, меняет или даже ломает судьбы людей, отнимая все самое дорогое: юность, семью, мечты о счастливой жизни.  
Количество слов - 295

Здравствуйте, Алиса!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 баллов

Пример 1 в сочинении указан, но не пояснен.

Танк трясло из стороны в сторону, начался обстрел, Катя не понимала, что происходит, но она продолжала выполнять свою работу (12, 13, 14, 15). Девушке пришлось рано повзрослеть и научиться собранности (15, 16, 17).

Пояснение не совсем корректно, в исходном тексте поведение Кати в данном эпизоде объясняется не собранностью, а, скорее, автоматизмом действий в состоянии шока. Кроме того, мысль о том, что ей пришлось «рано повзрослеть», не увязана с приведенным примером.

Пример 2 указан, но не пояснен.

После того, как “танк ухнулся в бомбовую воронку”, Катя приготовилась вместе со всеми членами экипажа защищать боевую технику до конца, ведь так твердил железный закон (21, 22, 23). Катя взяла автомат и начала “лупить” по немцам, не глядя (27). Данный фрагмент еще раз подтверждает неизбежность быстрого взросления героини в боевых условиях.

Не раскрыта связь между пояснением и примером.

Второй комментарий заканчивается мыслью, которая не связана ни с примером, ни с пояснением:

Война отняла у девушки все: юность, семью, счастливую жизнь (26).
При этом в анализе связи утверждается, что именно эта мысль является связующей для обоих примеров:
Русский писатель приводит два взаимодополняющих примера, которые помогают нам лучше понять бесчеловечность, жесткость войны и то, как она нещадно меняет судьбы людей, отнимая все самое ценное.

Поскольку на самом деле эта мысль не звучит ни в первом примере, ни в первом пояснении, анализ связи засчитать нельзя. Однако сама связь указана, поэтому за это вы получаете + 1 балл.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора ясна: война заставляет человека быстро повзрослеть, научиться собранности, нести ответственность за свои поступки (15, 16, 17). Она лишает людей детства, юности, молодости, семьи, детей, друзей, счастливой жизни (26).

Не прояснено отношение автора к тем «последствиям войны», которые перечислены в первом предложении. Сами по себе эти черты характера не являются негативными (разве плохо научиться брать ответственность за свои поступки?). Очевидно, что должна быть четко сформулирована связь между утверждениями первого и второго предложения, выстроена некая иерархия и причинно-следственная цепочка «последствий» войны. Без этих необходимых разъяснений авторская позиция не может быть засчитана.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

При обнулении К3 критерий К4 обнуляется автоматически.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

После того, как “танк ухнулся в бомбовую воронку”, Катя приготовилась вместе со всеми членами экипажа защищать боевую технику до конца, ведь так твердил железный закон (21, 22, 23). Катя взяла автомат и начала “лупить” по немцам, не глядя (27). Данный фрагмент еще раз подтверждает неизбежность быстрого взросления героини в боевых условиях. Война отняла у девушки все: юность, семью, счастливую жизнь (26).

Нарушение логики развития мысли. Последняя фраза никак не связана со всем, сказанным ранее.

Действительно, война разрушает судьбы людей, отнимая все самое дорогое. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ “Судьба человека” М. Шолохова. Война изменила жизнь Андрея Соколова: она отняла у него детей и любимую жену. Однако несмотря на все это, герой еще смог найти в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку.  

Нарушение логики развития мысли. Непонятно, как последнее предложение связано со всем предыдущим.

Позиция автора ясна: война заставляет человека быстро повзрослеть, научиться собранности, нести ответственность за свои поступки (15, 16, 17).
Таким образом, автор предложенного для анализа текста убеждает нас в том, что война всегда несет негативные последствия

Внутреннее противоречие: научиться нести ответственность за свои поступки и научиться собранности не являются негативными последствиями.

жесткость войны и то, как она нещадно меняет судьбы людей, отнимая все самое ценное.
Действительно, война разрушает судьбы людей, отнимая все самое дорогое.
Таким образом, автор предложенного для анализа текста убеждает нас в том, что война всегда несет негативные последствия, меняет или даже ломает судьбы людей, отнимая все самое дорогое

Необоснованный повтор мысли.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Однако несмотря на все это, герой еще смог найти в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку.

Пропущена запятая после слова «однако»

Для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, В. П. Ерашов рассказывает нам об эпизоде из жизни Кати на войне.

После "для того" запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Героиня, совсем еще юная девушка, находясь в танке, подаёт снаряды (8, 9, 10). Танк трясло из стороны в сторону

Необоснованный переход от «исторического настоящего» (формы настоящего времени) к прошлому времени. Необходимо выбрать одну временную форму и ее придерживаться.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

то, как она нещадно меняет судьбы людей
Нарушение сочетаемости слов: "нещадно" менять судьбы нельзя.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой развития мысли, следить, чтобы пояснения логически были связаны с примерами и чтобы не было внутренних противоречий в работе.

Успехов вам на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку